БИЗНЕС ПО НАСЛЕДСТВУ: ОТЦЫ И ДЕТИ

Тема передачи семейного бизнеса следующим поколениям довольно редко поднимается у предпринимателей - просто потому, что частный бизнес в нашей стране еще относительно молод. Но собственники, которые начинали бизнес в 1990-е, не могут не задумываться об этом.

ФАКТЫ

Более 70% собственников создавали бизнес вместе с партнерами, а это потенциально может привести к тому, что отношения между ними (зачастую неофициальные или не закрепленные юридически) перерастают в корпоративные конфликты в случае смены одного из партнеров на его наследников.

Более 50% обеспеченных граждан имеют троих и более детей, а это говорит о том, что дробление активов будет происходить между большим количеством наследников, что, учитывая разный уровень их подготовки и мотивации, часто приводит к появлению бизнес-конфликтов и разрушению как стоимости активов, так и человеческих отношений внутри семьи.

У более 60% собственников есть дети школьного возраста, а это означает, что они, с одной стороны, имеют право на обязательную долю в наследстве, с другой - с этой долей никто, включая здравствующих родителей, не может ничего сделать без согласования с органами опеки.

Более 80% собственников хотели бы оставить свое благосостояние или его большую часть членам семьи.

ПОЧЕМУ ПРОВАЛИВАЮТСЯ СЕМЕЙНЫЕ БИЗНЕСЫ

Увы, провальных историй семейных бизнесов в разы больше, чем успешных.

1. Главная причина неудач - начали слишком поздно. Когда у основателя пришло «озарение», что он не бессмертный, оказалось слишком поздно - детям это оказалось просто не нужно, они уже выбрали свой путь.

2. Основатель начал процесс, но слишком его затягивает, сомневается в преемниках.

3. Конфликты внутри семьи - члены семьи не могут договориться по принципиальным вопросам владения.

Проблемы семейного бизнеса условно можно поделить на две категории.

Первая - это проблемы молодого бизнеса в целом: невнятное, несистемное управление, что влечет за собой низкую эффективность и низкую конкурентоспособность предприятий.

Вторая - взаимоотношения семьи и бизнеса. Это вопросы, связанные с участием членов семьи в бизнесе как в качестве сотрудников или управленцев, так и в качестве совладельцев.

Среди проблем по линии семья / компания самой острой, безусловно, является проблема наследия. Существует несколько причин, почему собственники не хотят или, скажем чуть мягче, не спешат начинать процесс передачи бизнеса.

1. Причина психологическая. Начать процесс передачи - это, по сути, начать подготовку к пенсии. А пенсия в воображении многих людей - это старость, в которой мало приятного.

2. Сейчас собственник настолько активен, что ему кажется - его вклад в дело бизнеса бесценен, и компания без него не сможет развиваться так же, как с ним.

3. Банальное недоверие к своим детям. Отцовская (реже материнская) любовь в данном случае соседствует с низкой оценкой профессиональных качеств наследника, причем эта оценка довольно редко зиждется на объективных показателях, а часто на некоем субъективном сравнении с тем, «каким был я» или «как бы я действовал в подобной ситуации».

Перечисленные причины - самые важные, самые болезненные. Но они не единственные. Поэтому, чтобы процесс передачи бизнеса прошел гладко и эффективно, нужно системно работать с каждой из этих причин.

ПОДГОТОВКА КОМПАНИИ К ПЕРЕДАЧЕ БИЗНЕСА

Если вы все-таки решили передать бизнес ребенку, следует учесть несколько ключевых моментов.

Главная идея - сделать так, чтобы компанией мог управлять «хороший менеджер», а не только сам учредитель.

Для этого нужно провести процесс децентрализации управления и назначить совет независимых директоров. Пошагово это делается так:

1. Проводится диагностика предприятия.

2. Запускается процесс улучшений в проектных командах.

3. Вырабатывается миссия, видение и ценности.

4. Создается структура предприятия, направленная на выполнение целей компании.

5. Вводится система финансовой ответственности.

6. Пересматривается система вознаграждений.

7. Вводится институт независимых директоров.

Теперь можно приступать к подготовке наследников, хотя начинать нужно как можно раньше. Я в шутку сказала бы - как только ребенок научился говорить «мама», учите его говорить «бизнес». Ребенок с ранних лет должен знать и чувствовать эмоциональную связь с делом семьи.

Для этого существует три основных подхода:

• С самого раннего возраста брать с собой на работу - в офис, магазин или на производство, - показывать, объяснять, как что работает, интересоваться мнением.

• Обсуждать вопросы бизнеса (обязательно с положительными интонациями) при детях, информировать их о развитии бизнеса, интересоваться мнением.

• Стажировки - как на собственном предприятии, так и на «дружественных», обязательно с сильными семейными традициями, лучше за рубежом.

Второе - когда процесс подготовки получает официальный старт. Я бы рекомендовала пользоваться такой довольно условной формулой: не позже, чем через 15 лет нахождения «у руля» бизнеса представителя старшего поколения, с прицелом на 10 лет подготовки. В каждой семье эти правила будут индивидуальными, но обычно они включают в себя:

• Измерение уровня вовлеченности потенциального наследника в дело семьи.

• Профессиональные, личностные и лидерские способности и навыки.

Очень важно измерения делать силами внешних институтов, для соблюдения максимальной объективности оценок. Один из важнейших факторов при передаче семейного бизнеса - когда основатель дела (и его семья) осознает, что он не хочет продавать компанию, а хочет, чтобы она стала источником благосостояния и источником гордости (без пафоса и преувеличения) для следующих поколений. Чем раньше приходит это осознание - тем больше времени на подготовку, тем качественнее пройдет этот процесс.

 

ТЕТ-А-ТЕТ С ПСИХОЛОГОМ

Вопрос: Скоро мне предстоит стать управленцем в семейном бизнесе, как оправдать доверие родителей?

Ответ: Наследники крупных компаний зачастую оказываются в непростой ситуации. С одной стороны, необходимо оправдать доверие старших, которые предоставили им право гордо нести знамя компании и быть достойными продолжателями дела. С другой - неизбежно сравнение с родителями. Достигнутый ими статус, положение, по мнению окружающих, накладывают на начинающих управленцев определенные обязательства - они должны не только дотянуться до высокой планки, но и установить «новый рекорд». Таким образом, фора на старте в виде родительской поддержки, фамилии, семейной репутации оборачивается высокими ожиданиями заслуг и успехов наследника.

Вопрос: У меня сын и дочь, оба недавно окончили вузы, сын устроен на работу в моей же фирме. Я не хочу, чтобы поколение моих детей работало так же много, как я. Скажу честно: хочу, чтобы они вели более приятную жизнь и, вероятно, в более безопасном месте. Но многие мои знакомые из тех, у кого есть свои компании, мечтают со временем удачно продать бизнес, чтобы обеспечить семью и наследников в будущем. Рассудите, как правильно?

Ответ: Очень важной особенностью описанной тенденции является то, что, не желая своим наследникам «тяжелой предпринимательской доли», бизнесмены все же хотят научить их тем качествам, которые свойственны предпринимателям. Но такие люди в большинстве своем не могут тратить много времени на личное деловое воспитание и образование детей, а желанные родителями качества сами собой формируются у единиц. Ведь пресловутое «поколение детей», в отличие от их родителей, не закалялось в борьбе с суровой реальностью жизни. Им многое досталось в готовом виде.

 

ШКАТУЛКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Предлагаем вниманию начинающих предпринимателей подборку лайфха́ков (от англ. life hacking), что означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время.

Открывая свое дело, не гонитесь за прибылью - гонитесь за мечтой, тогда прибыль сама вас догонит.

О том, что новый продукт должен решать распространенную проблему, знают многие. Но если возьметесь решать проблему, близкую и понятную лично вам, то не будете страдать от нехватки энтузиазма, когда столкнетесь (что неизбежно!) с трудностями.

Кто сказал, что бизнес делится на «мужской» и «женский»? Женщина способна подойти к решению проблем с неожиданной для мужчин стороны - это подтвердит любая домохозяйка, которая когда-либо забивала гвоздь с помощью расчески (примечание для тех, кто не пробовал: вставьте гвоздь между зубьев расчески, и риск ударить по пальцу сильно сократится).

Не верьте, что бизнесу время, а потехе - час. Иногда одно другому даже помогает.

Учиться, учиться и еще раз учиться! Чем больше вы знаете о проблемах и возможностях своего бизнеса, тем больше у вас шансов на финансовый успех.

Многие бизнес-идеи не требуют миллионных вложений, но приносят миллионы.

Если смена деятельности или диверсификация бизнеса хорошо продуманы и оправданны, то не бойтесь перешагнуть границы и заняться чем-то новым.

Любой предприниматель бросает вызов себе и окружающим. Правда, если все-таки окружающим, то желание довести дело до конца гораздо сильнее.

Конкретная достижимая цель - например, выручка в размере стоимости обучения верховой езде - делает бизнес привлекательнее в глазах собственника и помогает справиться со страхом неудачи.

Если давно мечтаете о собственном деле - держите глаза и уши открытыми, чтобы «отловить» выгодную идею раньше других.

Удача непостоянна, поэтому всегда имейте козырь в рукаве. А если рукав пуст, не отказывайтесь от помощи союзников, которые этот козырь предлагают.

Фото: Familybusinessmodel.eu

Автор проекта «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ»: Людмила Анатольевна Русина, директор «Центра реабилитации LiD», практикующий психолог, ведущий специалист по работе с женщинами и детьми, гештальт-консультант, психолог Международной ассоциации проектного обучения .EDU PROJECT, член актива РСДЖ НПП РК «Атамекен» по ВКО, коуч Школы молодых предпринимателей «Авангард плюс»

Центр психологической реабилитации LiD (люди и дела):
г. Усть-Каменогорск, ул. Беспалова, 51, корпус 1, офисы 205, 213, тел.: 8 (7232) 782-842, 8-705-506-25-16

 

Похожее

Комментарии