МАРАТ НУРГАЛИЕВ: «НАШЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СОСТОЯЛОСЬ!»

Сегодня в гостях у «Регион Press» в рубрике «Деловой завтрак» - Марат Нургалиев, директор колледжа имени Кумаша Нургалиева, Почетный работник образования РК, награжден знаком МОН РК «Ы. Алтынсарин». Двадцать лет он возглавляет колледж, который назван именем его отца - участника Великой Отечественной войны, Народного учителя СССР Кумаша Нургалиева.

- За эти 20 лет произошло много разных событий, - рассказывает Марат Кумашевич. - Но главное из них - это то, что наше учебное заведение состоялось. Его окончили, получив нужные профессии, более 11 тысяч человек.

Многое здесь вызывает восхищение. Отремонтированное здание, светлые аудитории, оснащенные современным оборудованием мастерские. Неслучайно выпускников колледжа имени Кумаша Нургалиева охотно принимают на работу. Получая востребованные профессии и нужные компетенции, молодые люди проходят также курсы молодого предпринимателя, чтобы после окончания колледжа открыть свой бизнес. Многие добиваются успеха.

- Но как все начиналось?

- В 1993 году мы с профессором Николаем Владимировичем Алексеенко и другими товарищами открыли Восточный гуманитарный институт. К 1998 году он уже был крепким вузом, но так как мы были инициативными людьми, то все время искали пути для его расширения. И тогда я предложил создать первый частный колледж. Он тоже был назван Восточным гуманитарным, вместе с институтом они составили единый образовательный комплекс. Но этому объединению суждено было просуществовать всего два года.

- Значит, с 2000 года, то есть в новом тысячелетии, ваш колледж начал самостоятельную деятельность?

- Да, хотя начинать было очень сложно. Отсутствовали учебные мастерские, даже библиотеки не было, в наличии имелся всего лишь один компьютерный кабинет, не хватало мебели. Учебный корпус разместился в общежитии ликвидированного Усть-Каменогорского строительного техникума. Зимой было холодно, протекала кровля, текла канализация в подвале, из него поднимался канализационный запах. Теперь даже трудно представить, какого труда стоило нам выветрить из здания общежитский дух.

- Что же сегодня представляет из себя колледж Кумаша Нургалиева?

- В настоящее время мы ведем подготовку по 12 специальностям и 26 квалификациям, для этого у нас есть учебные мастерские для обучения по каждой специальности. Большинство из них - технического, технологического и сервисного направлений. Все аудитории оснащены мультимедийными комплексами (компьютер, электронная доска или экран, проектор). За счет реконструкции здания и нового строительства введены в эксплуатацию дополнительные 644 квадратных метра учебных площадей. Имеется 5 компьютерных кабинетов, 169 компьютеров, работает мини-типография с современным множительным оборудованием. 75 видеокамер контролируют всю территорию и учебный корпус. Для студентов организовано горячее питание, предоставляется первая медицинская помощь. В стадии реконструкции находится учебно-туристическая база в живописном Каиндинском сосновом бору.

- Кто вписал свое имя в историю колледжа?

- Долгое время учебную работу возглавляла Почетный работник образования Республики Казахстан Людмила Яковлевна Берестова. Методическую работу вела Татьяна Евгеньевна Кулик, бывший заместитель директора строительного техникума. Печально, но обеих уже нет в живых. Их имена навсегда вписаны в Золотую Книгу Почета колледжа имени Кумаша Нургалиева. Воспитательная работа была вотчиной Галины Павловны Кожевниковой, которую сама природа наделила качествами настоящего «комсомольского вожака». До прихода к нам она получила огромный опыт работы в должности заместителя начальника управления профтехобразования. Общими и хозяйственными вопросами занимался Серик Газизович Габдулин, бывший инструктор отдела наук и учебных заведений обкома партии, работник облисполкома.

Заслуженным авторитетом пользуется заместитель директора по учебной работе Гульмира Мураткызы, она работает в нашем колледже с самого основания. В 2017 году в коллектив влилась Роза Кудайбергеновна Бисикенова, заместитель директора по учебно-методической работе. Это она инициировала, а Ольга Анатольевна Заграничная, наш преподаватель, разработала типовую учебную программу «Основы предпринимательской деятельности». Сегодня по этой программе работают все колледжи страны.

В целом весь преподавательский коллектив состоит из опытных кадров. 75,5 процентов из них имеют высшую и первую категории, академическую степень магистра.

Эффективную работу отдела по профилактике правонарушений и охране (ОППО) организовал подполковник полиции в отставке Байжуминов Ермек Ержанович.

- Как вы повышаете профессиональные компетенции ваших преподавателей?

- По опыту европейских стран, где преподаватели обязаны иметь сертификаты по педагогике и методике преподавания. Еще в 2005 году мы открыли курсы «Вершины педагогического мастерства». 72-часовая учебная программа утверждена институтом повышения квалификации учителей. Эти курсы закончили все инженерно-педагогические работники, не имеющие высшего педагогического образования.

Для повышения квалификации мы используем международное сотрудничество. Девять сотрудников прошли стажировки в Норвегии, Турции, России, Белоруссии, еще двое - годичное обучение в Сингапуре и Германии. Восемь преподавателей специальных предметов завершили обучение в магистратуре Омского государственного педагогического университета по направлению 44.04.01. «Педагогическое образование».

- Какие наиболее значимые проекты были реализованы за 20 лет истории колледжа Кумаша Нургалиева?

- Некоторые из них прежде в практике колледжей даже не встречались. Вспоминаю 2000 год. Не хватает учебной литературы. А по новым специальностям ее просто нет. Ведь мы первыми в Восточном Казахстане открыли подготовку специалистов среднего звена в области туризма, гостиничного дела, дизайна, производства молочной и хлебопекарной продукции, позднее - мастеров по производству металлопластиковых изделий. Нехватку учебной литературы мы решили восполнить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Мы подумали, если предметник ведет занятия - значит, он является носителем необходимых знаний. Значит, надо нацелить преподавателя на разработку цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - тогда мы называли их информационно-методическими разработками. Для организации этой работы мы создали лабораторию информатизации обучения (ЛИО). В Алматы профинансировали работу группы ученых во главе с доктором педагогических наук Нургалиевой Г. К., дочерью Кумаша Нургалиевича, по разработке электронных учебников, создали необходимую техническую базу.

Результатом этой многолетней работы стало создание электронной библиотеки колледжа (ЭБК), которая сегодня обладает цифровыми образовательными ресурсами в объеме более 300 Гб (это примерно 100 тысяч учебников по 200 страниц). Было разработано более 30 электронных учебников, четыре из них были рекомендованы МОН РК для использования в системе ТиПО.

Мы регулярно приобретаем цифровые образовательные ресурсы казахстанских и российских авторов. Создана электронная тестирующая база TestKKN, в которой более 40 тысяч вопросов и 200 тысяч вариантов ответов.

- Занимаетесь ли вы развитием дистанционного образования?

- Да, элементы дистанционного обучения мы начали внедрять в 2007-2008 учебном году. С того времени регулярно проводятся видеоконференции с использованием оборудования фирмы Lifesize, которое подарили нам норвежские друзья.

- Сегодня актуальна тема о внедрении дуального обучения…

- В 2004 году мы первыми в ВКО начали подготовку техников-технологов по производству молочной продукции. Заключили договор с ТОО «Восток-Молоко», главные специалисты предприятия стали преподавателями специальных дисциплин. Часть теоретических дисциплин и полностью практическое обучение проводилось на предприятии. Таким был наш первый опыт в организации дуального обучения.

В 2012 году колледж выиграл грант по специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта». Мы заключили договора о социальном партнерстве с АО «Азия Авто», ТОО «Искандер 99», ТОО «Вираж». Это был новый этап в реализации дуального обучения.

В рамках этого проекта колледж заключил договор с Ремесленной Палатой немецкого города Трир. В результате мы изучили дуальную систему подготовки кадров в Германии.

На средства гранта колледж значительно укрепил материально-техническую базу по обучению специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта». Для учебных мастерских мы приобрели профессиональное оборудование. С помощью специалистов «Азия Авто» организовали обучение наших мастеров работе на новом оборудовании.

В 2016 году мы открыли при колледже консультативный совет работодателей, в который вошли представители более 20 предприятий малого и среднего бизнеса.

- Работаете ли вы по госзаказу?

- Доля госзаказа в настоящее время увеличилась до 45 процентов, что связано с реализацией Государственной программы «Бесплатное профессионально-техническое образование - для всех».

- Как получилось, что ваш колледж создан в 1998 году, а имя вашего отца было присвоено лишь в ноябре 2004 года?

- Да, изначально мы назывались Восточным гуманитарным колледжем, хотя студенты не раз обращались ко мне с предложением назвать колледж именем Народного учителя СССР Кумаша Нургалиева. Я не давал согласия, опасаясь, сможем ли соответствовать его славному имени. В конечном итоге, посоветовавшись с родными и близкими, в ноябре 2004 года мы переименовали колледж. И сразу проявилась новая задача. Колледж носит имя Народного учителя, а обучения на казахском языке нет. А я помнил, что в 1957 году, когда Кумаша Нургалиевича назначили директором Бурановской школы, преподавание в ней велось только на русском языке, а он открыл классы с казахским языком обучения. Поэтому мы в срочном порядке находим преподавателей и открываем казахское отделение сразу по шести специальностям. Кроме того была учреждена стипендия имени Кумаша Нургалиева. Мы бесплатно обучили 96 студентов-сирот и еще более 400 студентов из малообеспеченных семей - с различными скидками в оплате. Причем брали их по ходатайству акимов городов и районов.

- Какие отцовские уроки или наставления вам особенно памятны?

- Он часто повторял, что задача директора школы - создавать наилучшие условия для работы преподавателей и учебы школьников. Этому завету я всегда старался следовать. Поэтому в наших аудиториях комфортно заниматься.

Андрей КРАТЕНКО

Похожее

Комментарии