БИЗНЕС УЧИТСЯ РИСОВАТЬ

Казахский орнамент лег в основу бизнес-идеи 25-летней студентки из Усть-Каменогорска. Дизайнер и владелица ИП «Айтолын» Аяжан Әділбек продает в розницу с помощью Instagram женские сумки и рюкзаки казахстанского производителя «Ниса» из Алматы, который использует в дизайне своей продукции нарисованные девушкой национальные орнаменты. Такие сумки особенно пользуются спросом у жителей Мангистауской, Атырауской областей.

Студентке магистратуры местного вуза удается ежемесячно зарабатывать 300 тысяч тенге и больше. Кроме нее в ВКО никто не рисует казахские орнаменты для отечественных товаропроизводителей. Цель Аяжан Әділбек - открыть свое производство сумок в Усть-Каменогорске. Для этого она готовит документы на грант в акимат ВКО.

Молодая предпринимательница окончила бакалавриат Казахско-Американского свободного университета в ВКО по специальности «Информационные системы», сейчас заканчивает магистратуру. Пока училась на первом курсе, устроилась дизайнером-верстальщиком на работу в газету «Огни Прииртышья» Глубоковского района, потом работала на такой же должности в газетах Усть-Каменогорска.

Продажей сумок Аяжан стала заниматься полгода назад. В августе 2017 года открыла свою страницу в Instagram, начала выкладывать фотографии сумок с казахскими орнаментами, которые покупала в Алматы оптом. Оптовики, в свою очередь, брали этот товар у китайских производителей в КНР.

Потом алматинские предприниматели узнали, что Аяжан Әділбек занимается дизайном, попросили ее саму рисовать орнаменты на сумки.

- По моим эскизам китайские заводы стали казахские орнаменты вышивать. Да, мы еще работали с турецкими предпринимателями, «накидывали» на их сумки мои орнаменты, но эти сумки нам не понравились. Два месяца назад мои алматинские партнеры сами открыли цех по пошиву сумок в южной столице Казахстана, основав фирму «Ниса». Я им помогала, вместе с ними ездила в Турцию. Там смотрели разные предприятия, цеха по пошиву сумок, из Турции привезли швей для предприятия, закупили оборудование. Я тоже участвую в разработке дизайна сумок, - говорит Аяжан Әділбек.

Рукодельница рассказывает, как рождается орнамент: партнеры из «Ниса» сбрасывают ей эксиз сумки. Девушка придумывает, какой узор подойдет к дизайну, находит в Интернете подходящий, а потом переносит изображение в Photoshop, дорисовывает нужные завитушки, детали. Лишнее, наоборот, убирает.

- Могу два узора вместе соединить, из одного сделать другой, что-то убрать и добавить. Фишка в том, что далеко не всякий дизайнер сможет нарисовать трафарет казахского орнамента. Работа кропотливая. В Photoshop рисунки вообще очень мелкие, точечные, пиксельные, - объясняет Аяжан. - Долго приходится возиться, но результат стоит того. Я уже сделала десятки орнаментов.

Полученный трафарет она сбрасывает производителям, а те уже специальным оборудованием делают вышивку на сумке шелковыми нитями. Обычно цвет нитей и сумки совпадает. Но особенной популярностью у клиентов, по словам предпринимательницы, пользуется такое сочетание: белый орнамент на черной сумке. Это «писк» сезона.

Фирма «Ниса» производит в месяц около сотни сумок из кожзаменителя. Товар расходится по Казахстану. Розничная цена на сумки - от 3 500 до 15 000 тысяч тенге.

Как отмечает Аяжан, шить сумки в Казахстане намного выгоднее, чем возить их из Китая, - это обходится втрое дешевле.

- На сумках можно хорошо «раскрутиться». Среди посетителей моей страницы в Instagram 26% мужчин и 74% женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Но купят сумки только примерно 10 человек из 100, кто зашел. На первом месте по количеству посещений страницы - Астана, Алматы. У меня очень много клиентов, особенно в Мангистауской, Атырауской областях. Там казахскоязычное население в основном. Жители этих регионов любят сумки с национальным колоритом. Даже из тамошних деревень люди через Insagram заказывают наши сумки. У меня в этой социальной сети есть еще два-три конкурента, которые продают сумки, но других производителей - из Китая и России. Еще у нас в Казахстане сумки с казахскими орнаментами шьет фирма «Нурай», но там узоры не вышиваются, а делаются аппликациями, сама продукция делается из натуральной кожи, - делится информацией Аяжан Әділбек.

Девушка хочет основать свое производство в Усть-Каменогорске с первоначальной производительностью до сорока сумок в месяц и мечтает выйти с ними не только на республиканский, но и на мировой рынок.

- А пока я свои красивые фотографии сумок выкладываю в Instagram, собираю заказ, беру у «Нисы» сумки оптом и продаю по всему Казахстану в розницу. Отправляю покупателям товар по «Казпочте», с курьерской службой, автобусом или поездом. По Усть-Каменогорску развожу сумки сама. Мне за разработанные мной узоры оптовики делают скидку на каждую сумку от 10% до 20%, - продолжает дизайнер.

Аяжан также ежемесячно платит за продвижение своего аккаунта в социальной сети. В июне потратила почти 40 тысяч на рекламу.

- Бывают сложности с клиентами. Некоторые сразу покупают сумку, скидывают предоплату. А другие боятся, неделями думают, - делится она. - Общаюсь с клиентами через WhatsApp. Вместе думаем, какую сумку выбрать, какой способ доставки лучше. Раньше я работала без предоплаты, и были такие случаи, когда отправляла сумку, а клиенты почему-то отказывались ее получать. И я несла убытки. У меня был двойной расход - за отправку и за получение сумки обратно. Сейчас работаю только по предоплате.

Недавно Аяжан Әділбек нашла еще одно применение своим орнаментам. Компания из Усть-Каменогорска, которая изготавливает зеркала на все случаи жизни, будет пользоваться ее услугами по разработке эскизов национальных орнаментов. Помимо денежных расчетов взамен компания обещает изготавливать сувенирные зеркальца с логотипом Аяжан - пока в подарок клиентам, покупающим ее сумки.

К слову, молодая предпринимательница не останавливается только на орнаментах. Недавно она обучилась в Алматы веб-дизайну и сейчас хочет открыть в Усть-Каменогорске курсы обучения этому ремеслу, а также компьютерной верстке.

- Я могу обучить любого человека в кратчайшие сроки, чтобы он научился пользоваться Photoshop и создавать свои идеи. Сейчас я впервые участвую в проекте по разработке корпоративного стиля новой фабрики-кухни bereZA, которую открывает в ВКО известная бизнесвумен Елена Березинская-Абилова. Делаю логотип, дизайн меню, ценников, специальных бланков, - поделилась Аяжан.

Еще она хочет участвовать в проекте развития молодежного корпуса Zhas Project, созданном для молодых людей, которые имеют идеи, но не имеют денег. В рамках специальной программы государство выделяет им грант в размере 1 млн тенге на реализацию социальных проектов и еще выплачивает ежемесячную стипендию. Аяжан Әділбек хочет бесплатно обучать компьютерной грамоте пожилых людей. После шести месяцев реализации проект можно будет переводить на коммерческие «рельсы» и продолжать работать уже на платной основе - с извлечением прибыли.

Ольга УШАКОВА, Abctv.kz

Фото «Регион Press» и из л/а Аяжан Әділбек

Похожее

Комментарии