КАК ГЛАСЯТ СКАЗАНИЯ… История сакральных мест Восточного Казахстана. Часть 3

Всего в Восточно-Казахстанской области сегодня насчитывается 13 сакральных объектов республиканского значения и 25 национального значения. Это особо почитаемые памятники природного и культурного наследия.

 

ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС БЕРЕЛ

Место расположения: Катон-Карагайский район

В реконструкции культурно-исторических процессов на территории нашего края в середине и во второй половине І тыс. до н. э. исключительную роль играют материалы раскопок некрополя Берел. Памятник получил всемирную известность благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям в скифо-сибирском зверином стиле. Мировое ученое сообщество определило раскопки Береля в 1999 году как «археологическую сенсацию уходящего 20 столетия».

Древние номады не случайно выбрали этот чудесный по красоте уголок Алтая для погребения своих верховных вождей. Долина, где расположены курганы, значительно возвышается на местности и со всех сторон окаймлена высокими горами. По мифологическим представлениям древних, горы наделены особым смыслом, так как на их вершинах обитают боги, в верхний мир уходят души предков.

Местонахождение кургана в горах, на берегу реки, связывающей верхний и нижний миры, глубоко символично. Долина и само погребальное сооружение - курган - выполняли роль храма. Археологический комплекс Берел насчитывает более 100 погребально-поминальных сооружений разной величины. Древние жители возводили грандиозные усыпальницы для своих правителей, в которых тела усопших длительное время сохранялись нетленными. Они владели секретами бальзамирования, а их опыт строительства каменных конструкций учитывал возможность формирования линзы мерзлоты в погребальной камере кургана. В мерзлоте неплохо сохранились предметы, сопровождавшие в инобытие представителей высшей знати сакского кочевого общества - одежда, конское снаряжение и убранство из дерева, седла и ткани, деревянная посуда, изделия из кожи и войлока. В этом заключается уникальность подобных памятников.

В самом крупном кургане были погребены царствующие персоны - мужчина и женщина; их уложили в колоду из лиственницы внутри сруба. Рядом располагались 13 коней. Кони были взнузданы и оседланы, головы некоторых из них облачены в маски, увенчанные деревянными рогами горного козла. Детали конского снаряжения изготовлены из дерева, украшены резными узорами и покрыты золотой фольгой и оловом. Среди образов животных, запечатленных на предметах убранства коней, присутствуют кошачьи хищники, горные козлы и бараны, лоси, хищные птицы и фантастические существа - грифоны. Особой привлекательностью обладает фигура крылатого коня в рогатой маске, изготовленная из шерстяных нитей при помощи приспособления наподобие крючка. Поражают высочайшая технология изготовления, оригинальная трактовка излюбленного образа и выбор цветовой гаммы. Массивная деревянная фигура фантастического тигро-грифона определяется как штандарт - символический атрибут вождя или царя «стерегущих золото грифов». В настоящее время это единственный в Казахстане памятник с подкурганной вечной мерзлотой, появившейся благодаря деятельности древних архитекторов. В 2016 году памятник был включен в проект областного акимата «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 гг.». Раскопки велись на курганах №2 и №19. Результатом стала музеификация уникальных раскопок кургана №2.

Уникальность памятника заключается в том, что археологические исследования Берельского некрополя позволили всему миру увидеть яркую культуру эпохи древнего всадничества. Вольнолюбивые племена древних номадов Великой Степи были не только отличными всадниками и умелыми воинами, которые постоянно совершенствовали оружие и тактику боя, но и искусными мастерами. Неповторимый звериный стиль, в котором оформлены оружие, конская упряжь, украшения, одежда, посуда, послужил настоящим образцом для подражания древневосточным мастерам. Редкая сохранность берельских находок обусловила особую информационную их ценность. Они представляют широкие возможности для реконструкции материальной и духовной культуры скифо-сакских племен ІV-ІІІ вв. до н. э.: костюмов, головных уборов и причесок, сюжетов вышивки, религиозно-мифических представлений и обрядовой практики кочевников, способов ведения скотоводческого хозяйства, строительства жилищ, орудий труда и предметов быта, оружия и доспехов. Предметы конского снаряжения, выработанные в среде кочевников І тыс. до н. э., без существенных модификаций бытовали в кочевом обществе казахов до недавнего времени. Преемственность между древними кочевниками и казахской культурой достаточно ярко проявляется в сфере духовности - в реликтах домусульманских обрядов и верований, традиции создания эпических сказаний, мифотворчестве, выработке системных знаний и взглядов на окружающий мир.

ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС АҚБАУЫР

Место расположения: Уланский район

Природно-ландшафтный сакральный объект, древний природно-исторический комплекс мегалитов, место поклонения, находится в 3 км к северу от аула Бестерек Уланского района Восточно-Казахстанской области, на склоне горы Акбаур. Термин «Акбаур» в данной статье используется для обозначения района, ограниченного селами Большой Утепов, Васильевка, Кочунай, Кок-Тау и бывшим санаторием «Горняк».

Исследование грота Акбаур в 1970-1990 проводила археологическая экспедиция Академии наук Казахстана под руководством Зейноллы Самашева. Объект входит в государственный список памятников истории и культуры местного значения. В центральной части комплекса располагаются урочище Акбаур (петроглифы на сланцах и гранитах, разновременные захоронения, остатки поселений), сопка Коржимбай (грот с писаницами), массив Кызылтас (разновременные захоронения, в том числе курганы «с усами», петроглифы), село Сагыр (большое скопление петроглифов, остатки поселений). В других частях района на фоне уникальных природных условий существовали остатки небольших поселений, горные выработки, возможно, центры переработки руды, разновременные захоронения и петроглифы. Вся территория составляет единый комплекс, базой которого являются уникальные природные особенности данного региона.

В районе Акбаур находится большое количество массивов наскальных рисунков - Сагыр, Камысты, Кочунай, Бестерек, Алдай. Подавляющее большинство составляют петроглифы, также присутствуют и писаницы - гроты Сагыр, Акбаур. Все они многообразны по выбору плоскостей (горизонтальные и вертикальные), стилю, технике выбивки (граффити и прошлифовка), времени (от эпохи бронзы до эпохи ранних кочевников) и видам изображения (преобладают рисунки козлов, интерес представляют антропоморфные фигуры). Протяженность массивов с изображениями достаточно большая - свыше 1 км. В районе Акбаур находится большое количество курганов и могильников. Наиболее изученные из них - Кызылтас I и Кызылтас II.

МАВЗОЛЕЙ КОЗЫ КОРПЕША И БАЯН СУЛУ

Место расположения: Аягозский район

Памятник архитектуры республиканского значения VIII-X вв. Козы Корпеш и Баян сулу - одни из самых знаменитых и любимых героев казахских преданий, отдавших жизнь во имя любви. О древности этого мотива, восходящего, вероятно, к древнетюркской среде, говорит широкое распространение в тюркском мире этой темы. Это один из самых ранних средневековых архитектурных памятников, он неоднократно упоминался исследователями. В 1856 году мавзолей и скульптуры рядом с ним (ныне отсутствующие) были зарисованы Чоканом Валихановым. Большую ценность представляют сделанные им зарисовки стоявших у памятника каменных изваяний. По народной легенде фигуры изображали Козы-Корпеша, Баян сулу, ее младшую и старшую сестру. В 1858 году мавзолей был обследован Николаем Абрамовым, в 1898 году - Николаем Пантусовым. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Академии наук Казахской ССР под руководством Алькея Маргулана. В 1982 году мазар Козы Корпеш и Баян сулу был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

 Мавзолей расположен на красивой излучине р. Аягуз, дуга которой «обнимает» памятник более чем на 180 градусов. Возвышенность правого берега, на которой располагается мавзолей, самая высокая из прилегающих к реке, отсюда раскрывается красивый вид на речную долину. К югу от мавзолея раскинулось обширное казахское кладбище, состоящее из надгробий с каменной наброской.

Памятник представляет собой квадратное в плане (7,66 на 7,64 м) башенное сооружение (современная высота - 11,2 м), корпус которого плавно сужается к верху, образуя округлое завершение. Квадратная в плане камера (3,3 на 3,3 м) имеет относительно небольшую высоту (4,85 м), она сохранила следы обмазки и побелки (возможно, первоначальной). Памятник сложен напуском рядов плитнякового камня на глиняном растворе. Он не раз ремонтировался, в результате вся внешняя поверхность, которая, судя по дореволюционным фотографиям, была сильно выщерблена, в настоящее время выровнена кладкой, в камере установлено два надгробия (Козы Корпеш и Баян сулу), к входу пристроено крыльцо с тремя ступенями, вокруг памятника произведено мощение камнем (диаметр 20 м) с ведущей к входу дорожкой. Памятник имеет выдающееся значение, поскольку, являясь исключительно редким образцом раннесредневековой архитектуры, связанной с широко распространенными у разных народов преданиями, аккумулирует в себе целый ряд культурологических аспектов.

Информация предоставлена Управлением внутренней политики ВКО
Фото: Voxpopuli.kz

Похожее

Комментарии