ЮРИСТЫ - ЗА СПРАВЕДЛИВЫЕ ВЫБОРЫ

Палата юридических консультантов по Восточно-Казахстанской области представляет ответы на вопросы граждан, касающиеся предстоящих выборов Президента Республики Казахстан.

Задачей Республиканского общественного объединения «Юристы — за справедливые выборы» является мониторинг выборов в высшие органы государственной власти. Юристы объединения стремятся к проведению открытых, справедливых выборов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международного права.

В состав общественного объединения входят:

• Серик Акылбай, кандидат юридических наук;

• Сауле Амандыкова, доктор юридических наук, конституционное право;

• Марат Башимов, доктор юридических наук, конституционное право, права человека;

• Марат Когамов, доктор юридических наук, уголовно-процессуальное право;

• Марат Сарсембаев, доктор юридических наук, международное право, права человека;

Сергей Ударцев, доктор юридических наук, конституционное право.

В настоящее время общественное объединение наблюдает и комментирует с точки зрения права выборы Президента Казахстана, которые состоятся 9 июня 2019 года.

Напомним, что в настоящий момент проходит предвыборная агитация кандидатов в президенты, поэтому вопросов юристам поступает все больше и больше.

Представляем ответы наших экспертов на обращения граждан.

Может ли кандидат, уже зарегистрированный ЦИК, отказаться от участия в выборах?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

- Кандидат в Президенты, даже уже зарегистрированный ЦИК, в любое время со дня регистрации и за два дня до голосования может снять свою кандидатуру (ст.60 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»).

Ко мне за комментариями по поводу выборов обратились представители СМИ, но в итоговой публикации (сюжете) исказили мои слова. Что делать?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

- Согласно Закону от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», объективность, достоверность, наряду с другими, являются основными принципами деятельности средств массовой информации (ст. 2-1). В этой связи журналист обязан также не распространять информацию, не соответствующую действительности (пп. 2 ст. 21).

Если произошло то, о чем Вы подняли вопрос, у Вас есть:

• первое: право на обращение в редакцию СМИ для дачи ими опровержения либо ответа в связи с искажением смысла содержания Ваших слов в установленном Законом порядке, вплоть до требования о возмещении убытков и морального вреда, причиненных опубликованием не соответствующих действительности Ваших слов (ст. 19);

• второе: право на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства с аналогичными требованиями (п. 2 ст. 17, ст. 19).

Одному из кандидатов ЦИК отказал в регистрации из-за тестирования по казахскому языку. Может ли кандидат пересдать тест до завершения регистрации остальных кандидатов?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

- Процедура установления свободного владения кандидатом в Президенты Республики Казахстан государственным языком утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 31.08.2005 года N12/26. Повторного тестирования на знание языка указанным Постановлением не предусмотрено.

Логично предположить, что свободное владение каким-либо языком подтверждается с первого раза, иначе это будет уже не свободное владение.

Я не состою ни в одной политической партии или в общественном объединении, но я решил(а) по личной инициативе участвовать в агитации одного из кандидатов (распространять материалы, посещать соответствующие мероприятия и т. д.). Возможно ли это? Не нарушаю ли я какие-то нормы?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

- Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами Республики Казахстан. Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования (ст. 28 КЗ о выборах).

Можно ли перенести дату выборов? Если да, то на каких основаниях?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

- В соответствии с Конституционным законом, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам Президента по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. В случае выбытия одного из кандидатов в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший большее количество голосов.

Повторное голосование проводится не позднее чем в двухмесячный срок с соблюдением требований настоящего Конституционного закона. О проведении повторного голосования сообщается в средствах массовой информации (ст. 63 КЗ о выборах).

Если выборы Президента были признаны недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам, составленным для проведения первоначальных выборов (ст. 64 КЗ о выборах).

По Конституции очередные выборы Президента проводятся в первое воскресенье декабря. Срок его полномочий 5 лет. У вновь избранного Президента срок полномочий истечет летом 2024 года. С одной стороны, если очередные выборы провести в декабре 2023 года, срок полномочий этого Президента будет меньше 5 лет. С другой стороны, если выборы Президента вновь пройдут весной или летом 2024 года, то не будет соблюдена Конституция по срокам очередных выборов. Вот такой парадокс. Фактически срок полномочий избранного Президента будет меньше 5 лет. Или есть другой выход из ситуации? Ваше мнение?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

- На данный вопрос ответ дан в Постановлении Конституционного Совета «Об официальном толковании пунктов 1 и 3 статьи 41 и пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Казахстан» от 19 августа 2005 года №5.

В Постановлении рассмотрен аналогичный случай по назначению выборов в 2005 году.

Основанием для обращения послужило наличие в Конституции норм, которые по-разному определяют сроки проведения очередных президентских выборов, а именно: «Если руководствоваться пунктом 1 статьи 41 Конституции Республики, который можно расценивать как норму, общую для всех случаев президентских выборов, то очередные такие выборы должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года, поскольку семилетний срок полномочий действующего Главы государства истекает 20 января 2006 года, то есть в день, когда 7 лет назад избранный Президент Казахстана принес присягу (момент принесения присяги, согласно пункту 1 статьи 42 Конституции Республики, является моментом вступления в должность избранного Главы государства).

Конституционный Совет указал, что при определении даты очередных выборов Президента Республики Казахстан следует исходить из того, что отправной точкой цикла волеизъявления народа как источника государственной власти является день выборов Главы государства, указанный в Основном Законе. Именно в день выборов народ Казахстана реализует свою волю и проявляет свой суверенитет, определяющий демократический характер власти, придающий ей высшую легитимность.

Очередные выборы Президента Республики Казахстан должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года.

В этом случае, согласно пункту 2 статьи 42 Конституции, избранный Президент должен принести присягу во вторую среду января (11 января) 2006 года. Это не является сокращением срока полномочий действующего Главы государства, вступившего в должность 20 января 1999 года, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Основного Закона Президент Республики избирается сроком на семь лет, а не вступает в должность на семь лет. Дата выборов является приоритетной по отношению ко всем иным датам, связанным с выборным процессом, в том числе и вступлением Президента Республики в должность».

Исходя из постановления Конституционного Совета, выборы Президента будут проводиться в первое воскресенье декабря 2023 года.

Кандидаты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в период выборов, ведут агитацию, представляют их интересы. А госслужащие или иностранные граждане могут быть доверенными лицами? Если госслужащие вправе быть доверенными лицами, как они будут совмещать работу с избирательной кампанией? Не будет ли это нарушением?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

- Согласно п. 4 ст. 31 Закона «О выборах в Республике Казахстан» доверенное лицо должно быть исключительно гражданином Республики Казахстан, не может быть депутатом маслихата при выборах депутата Сената, членом какой бы то ни было избирательной комиссии, лицом, занимающим должность политического государственного служащего. То есть государственные служащие за вышеуказанным изъятием (кроме политических госслужащих) вправе быть доверенными лицами соответствующих кандидатов, политических партий и за ними сохраняются рабочие места (государственные должности) (см. также ст. 13 Закона от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан» в части ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе).

Касательно иностранных граждан. Они вправе быть только наблюдателями и обязательно должны быть делегированы в установленном порядке иностранными государствами и международными организациями (см. ст. 20-2 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»).

Приглашения иностранным государствам и международным организациям участвовать в наблюдении за выборами в Республике Казахстан могут быть направлены председателем Центральной избирательной комиссии, министром иностранных дел Республики Казахстан. Приглашения направляются через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. В приглашении могут содержаться пожелания к численности и составу миссии, а также к обеспечению в миссии гендерного баланса, странового представительства. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций аккредитуются при Центральной избирательной комиссии по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Для аккредитации иностранные государства и международные организации представляют в Министерство иностранных дел Республики Казахстан список своих наблюдателей, представителей.

Частные лица, не являющиеся наблюдателями иностранных государств и международных организаций, аккредитации не подлежат.

Не аккредитуются также лица, имеющие политические, экономические или другие интересы в Республике Казахстан, либо аккредитация которых была ранее отозвана (отменена) за нарушение законодательства Республики Казахстан, иностранного государства или общепризнанных норм международного права, либо признанные виновными в совершении уголовного преступления, коррупционного правонарушения или незаконной деятельности в избирательный период за пять лет до подачи заявки на аккредитацию.

Должны ли кандидаты убрать все агитационные плакаты и вывески и прекратить трансляции агитационной рекламы по телевидению в «день тишины»?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

- В день проведения выборов и предшествующий ему день «день тишины» предвыборная агитация должна быть прекращена. Это означает, что размещение новых печатных или информационных агитационных материалов запрещается, но ранее расклеенные плакаты и вывески могут остаться на своем месте.

На телевидении агитационная реклама должна быть прекращена в этот день, в интернете могут остаться только те агитационные материалы, которые ранее уже были размещены в сети Интернет. Но не допускается выведение ранее размещенных материалов в top или на главные страницы интернет-ресурсов (ст.32 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»).

Избранный Президент Республики Казахстан должен пройти регистрацию в семидневный срок не позднее 16 июня 2019 года. Если он не пройдет регистрацию, будут ли проходить повторные выборы?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

- Данный вопрос, скорее, должен быть адресован не к избранному Президенту, а к ЦИК РК, поскольку такую регистрацию закон возлагает на данный государственный орган. 

Согласно п. 1 ст. 66 Конституционного закона «О выборах в республике Казахстан» Центральная избирательная комиссия на основании протоколов территориальных избирательных комиссий в семидневный срок со дня проведения выборов регистрирует избранного Президента Республики.

Также Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующих избирательных комиссий, по обращениям граждан может отказать в регистрации избранного Президента, если на не менее чем одной четвертой части от общего числа участков или административно-территориальных единиц выборы были признаны недействительными, либо в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов голосования имели место нарушения конституционного закона.

Относительно повторных выборов в п. 1 ст. 64 по этому поводу закреплено, что если выборы Президента были признаны недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента.

Кандидат в Президенты и его супруга до регистрации сдают налоговую декларацию. Их достоверность проверяется налоговыми органами в течение пятнадцати дней со дня регистрации. Какие последствия за предоставление сведений в декларации?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

- Видимо в вопросе речь идет о случаях, когда кандидат в Президенты подает ложную декларацию.

Согласно пп. 5-1 п. 7 ст. 59 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» ЦИК отменяет решение о регистрации кандидата в случае выявления на момент подачи декларации недостоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.

Имеет ли кто-то право регулировать проведение и порядок открытых дебатов, кроме ЦИК?

Доктор юридический наук, профессор Марат Сарсембаев:

- Дебаты не являются обязательными в процессе выборов. Согласно законодательству проведение дебатов является добровольным действием участников избирательного процесса.

В пункте 3-28 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» говорится, что кандидаты вправе участвовать в предвыборных дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией. Там же указано: «Политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты маслихатов, могут участвовать в предвыборных дебатах на телевидении, которые вправе организовывать соответствующие территориальные избирательные комиссии. Порядок и условия проведения предвыборных дебатов, определяемые Центральной избирательной комиссией, должны быть равными и не создавать преимуществ тому или иному кандидату или политической партии».

Это исчерпывающие положения закона о выборах по вопросу организации дебатов. Нас интересуют в первую очередь дебаты в рамках текущей президентской кампании, поэтому право на регулирование проведения и порядка открытых дебатов предоставлено только Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. Вместе с тем, ни в этом законе, ни в других казахстанских законах не сформулирован запрет другим участникам текущего избирательного процесса организовывать и проводить дебаты.

Кто регулирует действия иностранных наблюдателей на выборах? Куда они могут обратиться в случаях препятствия их деятельности?

Доктор юридический наук, профессор Марат Сарсембаев:

- Есть две категории внешних наблюдателей: иностранные и международные. Это не одно и то же. Иностранными наблюдателями являются представителями пославших их государств. Международные наблюдатели - это наблюдатели, которые сконцентрированы в рамках конкретной международной организации (ОБСЕ, ШОС, СНГ, например).

Ни ЦИК, ни другие нижестоящее органы не вправе регулировать действия иностранных/международных наблюдателей во время выборов. Права и обязанности внешних наблюдателей широко закреплены в статье 20-2 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан».

В случае возникновения препятствий в деятельности иностранных/международных наблюдателей руководитель делегации соответствующего государства, руководитель, миссии БДИПЧ/ОБСЕ могут обратиться в ЦИК, который с помощью нижестоящих избирательных органов и иных компетентных государственных органов устраняет любые преграды на пути их деятельности.

Если речь идет о препятствиях незначительного характера, то международные/иностранные наблюдатели на местах могут обратиться по месту пребывания в соответствующую районную, областную избирательные комиссии, которые посредством местных государственных органов эти преграды убирают. Ни Центризбирком, ни нижестоящие избирательные органы Республики Казахстан не вправе вмешиваться в деятельность миссий и отдельных международных наблюдателей.

Как правильно выражать свою позицию по отношению к выборам так, чтобы меня не задержала полиция?

Доктор юридических наук, профессор Марат Башимов:

- Выражение позиции по отношению к выборам есть публичное мероприятие. Независимо от оценки выборов организаторы мероприятия по выражению своего отношения к выборам обязаны обратиться в местный акимат с заявлением, который выдает разрешение на проведение акции. Об этом сказано в Законе Республики Казахстан от 17 марта 1995 года №2126 «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан». Так, в статье 3 Закона говорится: «Заявление о проведении собрания, митинга, шествия, пикета или демонстрации подается в письменной форме не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты их проведения».

На основании статьи 4 Закона «местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) рассматривает заявление и сообщает уполномоченным (организаторам) о принятом решении не позднее, чем за 5 дней до времени проведения мероприятия, указанного в заявлении. <…> Решение может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством».

При прохождении всех этих процедур и получении разрешения на проведение мероприятия (митинга или пикета) в части выражения своего отношения к выборам полиция не может задерживать участников публичного мероприятия, более того, она обязана оказывать необходимое содействие организаторам этого мероприятия.

Если самовыдвиженцы запрещены, то может ли гражданин/ка РК обратиться в одну из республиканских общественных организаций для выдвижения его/ее в кандидаты?

Доктор юридических наук, профессор Марат Башимов:

- Может. Но по действующему законодательству только республиканские общественные объединения могут выдвигать кандидатов в Президента Казахстана. Они могут выдвигать как из своих участников, так и не своих. Право за ними.

Если СМИ имеет госзаказ/дотации от госорганов/организаций, то не может ли оно во время агитации отдавать предпочтение в освещении только одного кандидата?

Доктор юридических наук, профессор Марат Башимов:

- Нет, не имеют права. Конституция и Конституционный закон о выборах гарантируют равные избирательные права гражданам Казахстана. За этим будут наблюдать государственные уполномоченные органы, общественные объединения, наблюдатели и т. д. Есть еще нормы Кодекса об административных правонарушениях, влекущие за собой штрафы (см. статью 112).

Если СМИ необъективно освещает выборную кампанию кандидатов, нарушает требования о распространении информации о мероприятиях по выдвижению кандидатов и партийных список, отказывает в выделении эфирного времени или печатной площади одному из кандидатов, либо создает преимущество тому или иному кандидату и партии, то это все влечет за собой штрафы как на физических, так и на должностных и юридических лиц.

Допустим, студенты вузов страны либо госслужащие обращают внимание общественности на то, что их принуждают участвовать в выборах, участвовать в сборе подписей и т. п. (например, студенты и госслужащие контролируются руководством учебного заведения или учреждения). Законно ли это? Что в таких случаях делать госслужащим? Чем им апеллировать?

Доктор юридических наук, профессор Марат Башимов:

- Любое принуждение, давление, насилие и другие действия, нарушающие конституционные права граждан РК, подпадают под административные и уголовные правонарушения и запрещены Конституцией и законами Казахстана.

Граждане могут обратиться в административные суды РК, которые выносят постановления по итогам рассмотрения дел, а также частные постановления в адрес работодателей для привлечения их к дисциплинарной ответственности.

Граждане могут обратиться в прокуратуру, осуществляющую надзор за точным и единообразным применением законов РК, в ЦИК и другие установленные законодательством институты.

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

- Согласно статье 3 Конституции РК народ осуществляет власть непосредственно через свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Вместе с тем, участие в выборах является добровольным, обязать прийти на выборы или принуждать собирать подписи в поддержку кандидатов никто не имеет права.

Если руководители учебных заведений или иных организаций оказывают давление на студентов или сотрудников - это является нарушением закона, о наличии таких фактов можно сообщать в органы прокуратуры.

Может ли любой гражданин Казахстана (не относящийся к СМИ, международным организациям, партиям, госорганам) стать наблюдателем на выборах?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

- Наблюдателями на выборах могут быть только представители политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан, а также представители иностранных государств и международных организаций, иностранных средств массовой информации.

Что нужно делать, если гражданин столкнулся на выборах с неправомерными действиями?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

- Сообщения о фактах неправомерных действий можно направлять в соответствующую (участковую, территориальную или центральную) избирательную комиссию или органы прокуратуры.

Не должны ли вызывать сомнения столь короткие сроки сбора подписей избирателей кандидатами?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

- Согласно ст. 56 Закона «О выборах в Республике Казахстан» поддержка избирателями кандидата в Президенты удостоверяется сбором их подписей в подписных листах, которые выдаются ЦИК РК «не позднее чем в пятидневный срок после проверки кандидата на соответствие требованиям, установленным Конституцией и настоящим Конституционным законом». В этой статье установлено: «Кандидат в Президенты должен быть поддержан не менее чем одним процентом от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицу Республики».

В настоящее время это свыше 118 тысяч подписей избирателей.

Кандидатов в Президенты выдвигают политические партии или республиканские общественные объединения. В основном - политические партии.

По Закону Республики Казахстан «О политических партиях» при создании партии требуется инициативная группа «граждан Республики Казахстан численностью не менее одной тысячи человек, созывающих учредительный съезд (конференцию) политической партии и представляющих две трети областей, городов республиканского значения и столицы».

Однако в соответствии с п. 3 и 4 ст. 10 этого Закона «в течение шести месяцев со дня государственной регистрации политическая партия обязана провести учетную регистрацию своих структурных подразделений (филиалов и представительств) в территориальных органах юстиции». Невыполнение этого пункта «влечет отмену государственной регистрации политической партии...» При этом, согласно п. 6 ст. 10 данного Закона, «для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее сорока тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городах республиканского значения и столице, численностью не менее шестисот членов партии в каждой из них».

А в соответствии со ст. 7 Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях» к республиканским общественным объединениям, которые только и могут выдвигать кандидатов в Президенты, «относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан».

Таким образом, для 40-тысячной и более политической партии, имеющей структурные подразделения во всех областях и городах республиканского значения, в столице, а также фактически во всех основных городах и районах Республики, собрать необходимое количество подписей при известной партийной организованности и дисциплине не составляет большой проблемы в установленное время.

Немного сложнее это для республиканского общественного объединения. Но те из них, которые выдвигают кандидатов в Президенты, очевидно, должны сопоставлять свои организационные возможности с реалиями. Было бы, видимо, проще собирать подписи в течение длительного срока, но при внеочередных выборах партии и республиканские общественные объединения должны мобилизовать свои оргресурсы и возможности в более короткий срок.

Информация предоставлена ПЮК по ВКО
Фото: Nur.kz

Похожее

Комментарии