ТБО КОПЯТСЯ, ДПК ЗАКРЫВАЮТСЯ

15 апреля прошло рабочее заседание Общественного совета города Усть-Каменогорск, на котором было поднято несколько актуальных проблем развития города, но самое бурное обсуждение вызвала ситуация со сбором, переработкой и утилизацией ТБО, а также вопрос о текущем состоянии и деятельности детско-подростковых клубов.

Модератор мероприятия, председатель Общественного совета города Усть-Каменогорск Елена Березинская-Абилова ознакомила участников заседания с регламентом, осветила основные аспекты деятельности ОСУК и совместно с руководителем комиссии по экономическому развитию и внедрению проектного менеджмента в государственном управлении Нурлыбеком Шерубаевым представила презентацию о возможностях и преимуществах внедрения проектного менеджмента.

КАК НАВЕСТИ ПОРЯДОК В ГОРОДЕ?

В ходе общественных слушаний с участием секретаря Усть-Каменогорского городского маслихата Александра Светаша было рассмотрено несколько проектов органов исполнительной власти. И если за утверждение схемы и коэффициентов зонирования земель члены Общественного совета проголосовали единогласно, то нововведения в сфере сбора и утилизации ТБО не всем показались обоснованными.

Заведующая сектором содержания жилого фонда городского отдела ЖКХ Нурбахыт Турсунбекова сообщила в своем докладе о проекте по снижению тарифов на вывоз ТБО для физических лиц, увеличению этого же тарифа для лиц юридических и введению для них еще одного тарифа.

- С 1 января 2019 года введены ограничения по приему на полигон следующих видов отходов: пластмасса, пластик, полиэтилен, макулатура и стекло, - напомнила докладчица. - В связи с этим мы разработали тарифы на сбор, вывоз, утилизацию, захоронение и переработку отходов. Тарифы были рассчитаны специалистами ВКГТУ им. Д. Серикбаева в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Министерства энергетики от 1 сентября 2016 года №404. В качестве базы для расчета использовали затраты специализированных предприятий по сбору и вывозу ТБО «Өскемен-Тазалық», «Өскеменспецкоммунтранс».

Если данный проект будет принят маслихатом, физические лица станут платить за вывоз ТБО меньше на 5% в сравнении с действующим тарифом. Юридические лица должны будут платить за вывоз ТБО 1578 тенге за 1 кубометр (увеличение на 235 тенге, или 17,5%), за услуги по переработке ТБО - 1490 тенге за 1 кубометр (новый тариф).

В то же время, на сегодняшний день выросла норма накопления отходов, рассчитанная еще в 2013 году, но отделом ЖКХ данный факт в процессе тарифообразования пока не учитывается во избежание роста тарифов. На сегодняшний день годовая норма на 1 человека составляет 1,98 куба ТБО, по частному сектору - 2,53 куба.

- А по юридическим лицам есть специальная таблица - там отдельно рассчитаны нормы для магазинов, школ, столовых и так далее, - уточнила Нурбахыт Турсунбекова.

Члены ОС поинтересовались, какие преимущества даст предпринимателям новый тариф, что он улучшит конкретно для них, и в связи с этим запросили у отдела ЖКХ сводную таблицу по переработке и вывозу мусора в Усть-Каменогорске, а также аналитическую сводку по финансовому эффекту спецпредприятий, занимающихся вывозом и переработкой ТБО. Пока же Нурбахыт Турсунбекова сообщила, что за 2018 год финансовый результат «Өскемен-Тазалық» составил минус 31 млн тенге, а «Өскеменспецкоммунтранс» - минус 20 млн тенге.

Поскольку данный вопрос лежит в плоскости работы комиссии ОСУК по развитию и диверсификации промышленности, экологии и модернизации хозяйства, общую ситуацию в этой сфере обрисовал член комиссии Юрий Кудинов, специалист ТОО «Центр экологической безопасности»:

 - В ВКО из 183 000 тонн образованных отходов мы всеми усилиями собрали и отсортировали 8 933 тонны - это в основном макулатура, часть стекла, часть пластмассы. (…) Сегодня мы поставили с помощью и жилищно-коммунальных хозяйств, и с помощью предпринимателей - это в основном ИП «Чистое небо» и «Восток Риддер» - 633 контейнера для раздельного сбора отходов. (…) Если каждый контейнер стоит в среднем 30 тысяч тенге, то нужно раздельно собирать хотя бы сухие и мокрые отходы, потому что опыт двухлетней эксплуатации показал, что разделить по видам стекло, пластмассу, упаковку оказалось невозможно.

Что касается переработки мусора, то установка, которую собрали на предприятии «Өскеменспецкоммунтранс», по информации Юрия Анатольевича, может из 30 гипотетических мусоровозов по Усть-Каменогорску перерабатывать ТБО от 4-5 мусоровозов в смену.

- То есть мы продолжаем на площадке захоранивать в нарушение законодательства вот такие отходы, - обосновал эколог. - Захоранивание же пищевых отходов, по которым нам дан тайм-аут до 2022 года, - это достаточно сложная технология: или требует много соломы, чтобы превращать это дело в компост, или же аэротенки. Но как показал опыт эксплуатации, аэротенки с метантенками у нас работают плохо из-за минусовых температур зимой. Какой же выход из этой ситуации? У нас в принципе создано все для того, чтобы эта цепочка работала. Во исполнение указания Президента был создан и подписан 27 августа 2018 года комплекс мер по развитию утилизации, создана Дорожная карта по Усть-Каменогорску по улучшению санитарно-экологического состояния города. Если вот эти 183 тысячи тонн вовлечь в нормальную переработку, то мы бы поимели с вами 5,5 млрд тенге и 3 600 рабочих мест. (…) Что в этом плане я бы хотел предложить? Во-первых, надо принимать на площадку ТБО именно бесплатно от всех физических лиц, что будет стоить примерно 30 млн тенге в год. Нагрузки, которые не снесет «Өскеменспецкоммунтранс» по эксплуатации самого полигона, надо снять какими-то косвенными методами вроде инфраструктуры (электроэнергия, водопровод, эксплуатация дорог и прочее). Мы получим тогда моральное право развернуть нормальную работу по наказанию тех людей, которые вывозят и вываливают мусор вдоль рек и на не отведенных площадках.

Председатель КСК «Восток-39», член ОСУК Алла Лоскутова выразила свое профессиональное мнение по данному вопросу:

- Мы никогда не сделаем наш город чистым, и санитарное состояние наше будет на нуле, если мы в нормах потребления ТБО не учтем количество проживающих и количество прописанных. Мы платим с вами за количество прописанных, то есть зарегистрированных жителей. Но проживают у нас по факту в 3-4 раза больше. То есть вот с этим надо каким-то образом бороться.

Председатель ОО «Совет самоуправления города Усть-Каменогорск», член ОСУК Серiк Оразбайұлы напомнил собравшимся, что давно муссируется, но не решается вопрос по изменению в Правилах благоустройства города Усть-Каменогорск нормы о добровольном заключении договоров на вывоз мусора. По его информации, в частном секторе лишь около 15% жителей составляют договор.

Руководитель ГУ «Аппарат акима города Усть-Каменогорск», член ОСУК Нурлыбек Шерубаев добавил, что по юридическим лицам экспертизу не пропускает НПП «Атамекен».

- Если честно сказать, мы еще не дошли до сознательного уровня, когда бы сами люди убирали за собой мусор, - призвал к логике Нурлыбек Адылгазинович. - Единственное, есть вот этот пункт в Правилах благоустройства, с которым нужно все-таки согласиться «Атамекену» и пропустить его в экспертизу, чтобы накладывать административные штрафные санкции за нарушения. Если этого не будет - мы будем уговаривать, упрашивать, и дальше хуже будет. Мы город превратим в свалку вот из-за одного пункта. Давайте отстоим его в Правилах благоустройства, и тогда мы в городе сможем навести порядок.

Рассмотрев тарифный проект отдела ЖКХ, члены ОСУК проголосовали по физическим лицам единогласно «за», по юридическим лицам - 7 «за», 4 «против».

- Проект мы поддержали, - подвел итоги голосования Нурлыбек Шерубаев, обращаясь к специалисту отдела ЖКХ, - но просим вас предоставить дополнительные расчеты: дайте хоть приблизительно понять, куда, к чему мы двигаемся.

В ПОИСКЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ

Не менее животрепещущей оказалась тема развития детско-подростковых клубов (ДПК) в Усть-Каменогорске.

Председатель комиссии ОСУК по продвижению и развитию культурных и образовательных программ, директор КГУ «Дом дружбы - центр общественного согласия» аппарата акима ВКО Эльдар Толеубеков выступил с презентацией общественного мониторинга деятельности подростковых клубов и состояния некоторых исторических объектов, который был проведен 11 апреля.

Так, комиссия посетила три памятника истории и культуры республиканского значения. Это стоящее закрытым здание молодежного театра по ул. Тохтарова, 47, где все вокруг поросло бурьяном и отсутствует какая-либо информация о работе театра. Это здание областного историко-краеведческого музея, находящееся в удовлетворительном состоянии, единственное замечание - несоответствующий угол уклона пандуса, который должен составлять от 3 до 6 градусов. Это здание Дома дружбы народов (бывший ДКМ), руководству которого городским отделом культуры обещано в текущем году установить пандус длиной 24 метра согласно требованиям к уклону.

Что же касается мониторинга деятельности ДПК, то в начале апреля объединением детско-подростковых клубов «Жігер» акимата города Усть-Каменогорск был предоставлен список из 38 ДПК. Однако на поверку 8 из них оказались закрытыми, и никакой информации об их деятельности обнаружено не было. В некоторых ДПК, отметили члены комиссии, имеется тренажерное оборудование и современные игры, работа с детьми успешно ведется через привлечение волонтеров.

По данной части доклада Общественным советом было сделано несколько интересных выводов. Во-первых, методы работы с детьми и подростками в ДПК безнадежно устарели - на дворе 21 век, и нет смысла загонять в подвал для занятий вышиванием или кукольным театром детей, которые выросли на гаджетах, интернете и компьютерных играх. Современное поколение требует современных подходов в организации досуговой деятельности, и ДПК в том виде, в котором они продолжают существовать сегодня, себя давно уже изжили. А значит, настало время кардинально менять форму и содержание данной работы.

Более того, необходимо оптимизировать сеть детско-подростковых клубов в Усть-Каменогорске. А именно можно сэкономить и даже заработать на успешно действующих ДПК, передав клубы их организаторам в конкурентную среду с задействованием механизма государственно-частного партнерства, либо с осуществлением государственного социального заказа, либо с предоставлением квоты акима на обучение детей из малоимущих семей. В рамках ГЧП в течение 7 лет предприниматель облагородит и оснастит клуб необходимым оборудованием и материалами, вовлечет в его деятельность больше детей и подростков, тем временем государство может сэкономленные средства вкладывать в развитие ДПК на окраинах города, где гораздо выше процент социально незащищенных семей. Там же, где в ДПК нет объективной потребности - например, в силу близкого соседства с другими ДПК либо малого количества детей, проживающих в данном районе, - есть смысл передать помещения в конкурентную среду под различные фитнес-залы, молодежные квартирники, мастерские, учебные площадки и социальные заведения в целях содействия развитию неправительственного сектора Усть-Каменогорска.

Данные аргументы Общественного совета кажутся вполне обоснованными, учитывая, что на реализацию программы «Дополнительное образование для детей», в которую входят и ДПК, в областном центре выделяются немалые суммы - порядка 600-700 млн тенге. Эту цифру озвучил руководитель ГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования города Усть-Каменогорск», секретарь ОСУК Арман Искаков.

Аналогичные выводы Общественный совет сделал в отношении двух загородных детских лагерей, находящихся на балансе городского акимата. В один из них общественники решили отправиться в ближайшие дни, для того чтобы оценить обстановку на месте и внести конкретные предложения.

Христина ДОРОШЕНКО
Фото автора

Похожее

Комментарии