АБК: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БАНК ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Альфа-Банк - крупнейший на территории СНГ частный коммерческий банк, имеющий безупречную 25-летнюю репутацию, в том числе 22 года успешной работы в Казахстане. Это универсальный игрок финансового рынка, который в каждом из 15 регионов старается развивать приоритетные отрасли и направления, присущие всей экономике страны. Одним из основных преимуществ Альфа-Банка является кредитование и обслуживание по внешнеэкономическим операциям в сфере оптовой, мелкооптовой и розничной торговли. На ближайшие

- Какая ситуация сложилась на финансовом рынке Казахстана в 2016 году, и у Альфа-Банк Казахстан в частности?

- В начале 2016 года в стране сохранялась сложная ситуация, вызванная отсутствием краткой, средней и долгосрочной тенговой ликвидности на рынке, которая началась в конце 2015-го. Вследствие чего основным игрокам пришлось адаптироваться к рыночным условиям и начать формировать запасы ликвидности, чтобы функционировать хотя бы в плоскости своей основной деятельности - в первую очередь, это проведение платежей и поддержание стабильности работы Банка. Учитывая такую ситуацию в экономике, Альфа-Банк первые полгода большое внимание уделял формированию ликвидности и пассивов. Сегодня мы можем сказать, что у нас не было проблем с ликвидностью, но нам необходимо было поддерживать определенный запас избыточной ликвидности, чтобы поддерживать кредитами наших действующих клиентов и партнеров. Кроме этого, мы хотели держать ликвидность по более приемлемой стоимости по сравнению с другими банками, так как понимали, что возросшие ставки по кредитам реальный сектор экономики не тянул, а сохранить и поддержать клиентскую базу - это основная задача нашего Банка. И мы с нею справились, создав не только запас текущей ликвидности, но и запас избыточной ликвидности в тенге, который можно было уже размещать и в новые кредиты.

Таким образом, вторая половина 2016 года охарактеризовалась активизацией кредитного рынка. Многие банки накопили достаточный запас прочности, пошли активно по клиентам, потому что все прекрасно понимали, что любая ликвидность, накопленная за период, нуждается в размещении.

Мы тоже хорошо поработали в этом направлении. За вторую половину 2016 года АБК в кредитовании массового и среднего бизнеса - одном из основных видов деятельности - вырос практически на 25%. Это неплохой результат, учитывая то, что за это время конкуренты практически не показали прирост.

Подводя итоги 2016 года, можно сказать, что если в начале года шла борьба за ликвидность, то во второй половине года началась конкуренция за кредитование клиентов. Также можно отметить, что год был успешным и по NPL. Если говорить конкретно о проблемной задолженности в АБК, и в блоке МСБ в частности, то у нас ситуация практически не изменилась: уровень просроченной задолженности «свыше 90 дней» остался на прежнем уровне - в районе 6-8%. Эти показатели не только свидетельствуют о работе, которую проделал Банк по выполнению требуемых регулятором норм, но и о том, что большинство наших клиентов хорошо пережили кризис и не испытали шокового состояния.

2015-2016 годы были непростыми для экономики Казахстана в целом, и многие из наших клиентов обратились за реструктуризацией. АБК всегда отличался и будет отличаться тем, что мы делаем реструктуризацию клиенту на выгодных условиях, анализируя причины допущения просрочки и четко понимая, каковы источники погашения займа. Другими словами, мы приветствуем только честных и открытых заемщиков, которые ничего не скрывают и полны решимости, с помощью Банка, с честью выйти из сложной ситуации. Мы не отказали практически ни одному клиенту в отсрочке платежа. Уже сейчас, по прошествии полугода, можно сказать, что эта реструктуризация работает.

- А можно ли сказать, что у Альфа-Банка более консервативная политика в отношении реструктуризации и выдачи кредита, чем в целом на рынке?

Альфа-Банк всегда отличался на рынке Казахстана очень детальным и глубинным финансовым анализом. Мы всегда внимательно рассматриваем показатели за прошедший период и пытаемся максимально спрогнозировать на их основе будущее. Анализируя платежеспособность клиента, мы принимаем во внимание не только финансовые показатели, но общую информацию о рыночной конъюнктуре, отрасли, среде работы, а также любую другую информацию, которая позволяет нам на момент входа в проект иметь стопроцентное видение этого клиента и перспектив его развития. Мы не ставим себе целью привлечь клиента на краткосрочное финансирование, наша цель - построить с ним долгосрочные партнерские отношения, и у нас не возникает проблем с клиентами при появлении трудностей на рынке. Нас очень мотивирует то, что у нас много клиентов, которые с нами со дня основания Банка, а это более 20 лет!

- Не секрет, что АБК, как и другие банки, стремится увеличить клиентскую базу. Планируете ли вы усовершенствовать работу таких сервисов, как call-центры, банкоматы, мобильные приложения и прочие. Что для этого делается?

- Абсолютно верно, в трехлетней стратегии АБК закладывает значительное увеличение активной клиентской базы. По юридическим лицам, включающим ТОО и ИП, этот показатель будет увеличиваться в 3-5 раз, по физическим лицам запланирован еще более агрессивный рост. Мы четко понимаем, что, идя на рынок с активной позицией привлечения, мы должны прикладывать еще больше усилий и нести больше затрат для поддержки сервисов. У нас ведется активная работа как по усилению нашей технической части, так и по подбору качественного персонала, который будет заниматься сервисом. В частности мы рассматриваем вопрос об обновлении системы обращения клиентов, которая позволит клиенту осуществлять автодозвон, если он не дозвонился. Новая система позволит оператору, разговаривая по телефону с клиентом, в одном окне видеть все обращения клиентов, поступающие по другим каналам связи: мессенджеры, социальные сети, электронная почта и другие. И по мере поступления заявок оператор сможет ставить их к себе в очередь, перенаправлять их своим коллегам, которые свободны в этот момент, либо отправлять сразу профильным специалистам для решения проблем.

- Что Вы можете сказать о региональной структуре АБК? Ваши филиалы представлены в 15 регионах Республики Казахстан. Чем это обусловлено?

- Мы структурируем свой бизнес больше по отраслевому признаку, а не по региональной привлекательности. Мы скорее являемся универсальным игроком, который старается в каждом регионе развивать приоритетные отрасли и направления, присущие всей экономике Казахстана. Понимая, что торговля сегодня является одним из основных векторов развития, мы ставим ее в качестве нашего основного приоритета развития во всех регионах. И в своей стратегии кредитной политики мы четко прописали, что одним из наших основных преимуществ является кредитование и обслуживание потока по внешнеэкономическим операциям, которые заняты в сфере оптовой, мелкооптовой и розничной торговли. Поэтому наше присутствие в 15 регионах обусловлено приоритетами нашего бизнеса.

Кроме того, для удобства наших клиентов мы заключили договор о приеме платежей с национальным оператором почтовой связи АО «Казпочта». Теперь даже в самых удаленных точках Республики Казахстан клиентам нашего Банка доступны операции по пополнению счетов (погашение кредита/пополнение счетов/депозитов). Для осуществления операции клиенту необходимо сообщить оператору АО «Казпочта» свой ИИН и номер банковского счета, на который следует внести платеж.

- В Казахстане не так много иностранных банков. Есть ли какие-то выгоды и преимущества для компаний в работе именно с международными финансовыми институтами - такими, как Альфа-Банк (Альфа-Групп)?

- Да, несомненно, есть. Во-первых, мы являемся частью консорциума Альфа-Групп, который представлен в таких странах, как Россия, Украина, Беларусь, Нидерланды. У нас есть экспертиза группы, и мы можем точечно подойти к удовлетворению нужд и потребностей наших клиентов, в том числе за пределами Республики Казахстан. Во-вторых, скорость и стоимость платежей, хотя бы в рамках ЕАЭС (РФ и Беларусь), уже выгодно отличают нас на рынке. Ну, и, наконец, стандарты работы, сервис, качество сопровождения и обслуживания клиентов, внедренные нашим Холдингом, максимально приближены к международным стандартам. Поэтому мы всегда оперативны, мобильны, гибки, и вся наша работа строится от пожеланий и во имя клиента.

 

- На какие аспекты должен обращать внимание каждый человек при выборе финансового института и работе с ним?

- Когда клиент приходит в Банк, мы смотрим на все его аспекты и составляющие: пол, возраст, уровень зарплаты, кредитную историю, финансовое состояние и деловую репутацию - в случае проверки юридических лиц. Точно так же человек должен смотреть на банк, на определенные его составляющие - такие, как рейтинг, достаточность собственного капитала в отношении к заемному. Возможно, это сложные инструменты для не подкованного в финансовом плане человека. Проще говоря, это такие показатели, как надежность банка, кредитоспособность, умение отвечать по своим обязательствам перед клиентами и кредиторами, перед своими вкладчиками. Показатель в рейтинге ТОП-3 международного рейтингового агентства «Standard and Poor’s» говорит, что Альфа-Банк чувствует себя очень уверенно с точки зрения выполнения возложенных поручений. И именно поэтому нам присуждают высокие рейтинги стабильности Банка.

Мы как эксперты знаем, сколько клиенту нужно денег. Под настоящей клиентоориентированностью мы понимаем умение подсказать клиенту, как правильно распорядиться тем, что у него есть, и объяснить, что может дать ему Банк. Будучи Банком неравнодушных людей, вовлеченных в потребности клиента, мы стараемся подобрать наиболее подходящий для него инструмент, который будет способствовать его развитию, при этом не навешивая на него лишние обязательства перед Банком. Ведь настоящие ценностные атрибуты бизнеса состоят в том, чтобы правильно ориентировать клиента, как ему лучше распорядиться своими ресурсами.

- Талгат, а Вы фанат своего бренда?

- Я работаю в Альфа-Банке 8 лет. Этот Банк уже для меня не просто бренд, а нечто большее. С ним связано много эмоций. Конечно, я люблю Альфу!

У нас в Банке есть три ключевых ценности: «Я - победитель», «Мы - лучшая команда», «Мы радуем клиентов и партнеров». Каждая из этих ценностей исходит из того, что банк не должен стоять на месте. Мы должны всегда идти вперед, искать новые пути развития, придумывать новые продукты и подходы. И это то, что дает мне драйв и радует. Я каждый день побеждаю себя, свои страхи и привычки, чтобы показывать сверхрезультат, чтобы быть победителем.

То же самое касается и нашей команды. Мы все объединены общими ценностями и целями, и это такое удовольствие - работать в команде единомышленников! Это развивает в нас предпринимательский дух. Мы не являемся наемными работниками, мы - владельцы бизнеса. И мы все работаем над улучшением нашего сервиса и услуг для того, чтобы ежедневно радовать наших клиентов и партнеров.

На правах рекламы

Похожее

Комментарии