С МОТИВАЦИЕЙ К ТРУДУ

Об изменениях в законодательстве об обязательном социальном страховании, а также о ежегодном повышении социальных выплат с 1 января 2020 года рассказывает генеральный директор АО «Государственный фонд социального страхования» Алмас Курманов.

- Алмас Мухаметкаримович, в конце прошлого года Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым подписан Закон РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции. С 1 января 2020 года он уже вступил в силу. Какие изменения предусмотрены для граждан?

- Закон разработан в реализацию поручений Первого Президента РК - Елбасы Нурсултана Назарбаева относительно усиления взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат из Государственного фонда социального страхования, озвученного в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

Обязательное социальное страхование как дополнительная форма социального обеспечения работающего населения было внедрено с 2005 года. На протяжении 15 лет его существования параметры назначения социальных выплат из Государственного фонда социального страхования концептуально не пересматривались.  Например, при прочих равных условиях, получатели социальных выплат со стажем 5 лет и со стажем 10 лет имели одинаковый размер выплат. С 2020 года при определении размеров социальных выплат за каждый полный год сверх 5 лет стажа участия в системе коэффициент стажа участия увеличивается на 2%. Также основной акцент Закона РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции сфокусирован на пересмотре параметров назначения социальных выплат по утрате трудоспособности, потере кормильца и потере работы из ГФСС.

В целях повышения дифференциации уровня социальной защищенности лиц с инвалидностью, размер социальных выплат по утрате трудоспособности теперь определяется исходя из фактически установленной медико-социальной экспертизой степени утраты общей трудоспособности (от 30% до 100%). До этого применялись усредненные коэффициенты. Так, если ранее при степени утраты трудоспособности 95% применялся коэффициент 0,7, то по-новому будет 0,95. Например, работнику со среднемесячным доходом в 150 тысяч тенге, 10-летним стажем участия в системе и которому установлена степень утраты общей трудоспособности на уровне 95%, размер выплаты с учетом новых параметров увеличился с 53 183 тенге до 79 394 тенге (рост на 49,3%). Также указанный работник получит за счет средств бюджета государственное социальное пособие по инвалидности, которое для инвалида 1 группы составляет 59 872 тенге, соответственно общая сумма выплаты для указанного участника системы составит 139 266 тенге (бюджет и ГФСС). Таким образом, человек, который работал и был участником системы обязательного социального страхования, при наступлении инвалидности получит выплаты из двух источников (бюджет и ГФСС), а человек, который не работал - только из бюджета.

В целях повышения социальной защищенности семей, оставшихся без кормильца, Законом также увеличены коэффициенты количества иждивенцев: при одном иждивенце - с 0,4 до 0,5; при двух - с 0,5 до 0,65; при трех - с 0,6 до 0,8; при четырех и более иждивенцах - с 0,8 до 1,0. В целом, рост каждого коэффициента составляет порядка 25% от прежней величины. К примеру, в случае смерти кормильца, среднемесячный доход которого составлял 150 тыс. тенге и стаж участия в системе 10 лет, размер социальной выплаты на трех иждивенцев увеличился с 45 585 тенге до 66 858 тенге (рост на 46,7%). На трех иждивенцев государственное социальное пособие по потере кормильца за счет средств бюджета составляет 57 689 тенге, соответственно общая сумма выплаты - 124 547 тенге (бюджет и ГФСС). Таким образом, при наступлении определенных социальных рисков работающие граждане имеют преимущество перед неработающими, получая государственные пособия из бюджета и социальную выплату из ГФСС.

- Коснулось ли повышение тех, кто уже являлся получателем социальной выплаты?

- В целях обеспечения равного подхода предусмотрено распространение новых параметров назначения социальных выплат на лиц, получающих социальные выплаты по состоянию на 1 января 2020 года. Повышение коснулось 131,7 тыс. человек, в том числе 74 346 получателей по утрате трудоспособности; 44 778 получателей по потере кормильца; 12 549 получателей по потере работы. В среднем размеры указанных социальных выплат в рамках Закона в новой редакции повышены не менее чем на 30%.

- Как известно, согласно Постановлению Правительства РК от 9 декабря 2019 года №910 предусмотрено повышение социальных выплат по утрате трудоспособности и потере кормильца из ГФСС. Каким образом осуществлено указанное повышение социальных выплат?

- ГФСС осуществляет социальные выплаты по шести видам социальных рисков, из которых два - по утрате трудоспособности и потере кормильца - являются долгосрочными. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности в случае установления степени утраты общей трудоспособности бессрочно назначается до достижения общеустановленного пенсионного возраста, т. е., возможно, будет выплачиваться на протяжении более 40 лет. Социальная выплата на случай потери кормильца назначается до достижения иждивенцем 18-летнего возраста, а в случае обучения по очной форме - до 23-летнего возраста.

В целях повышения жизненного уровня социально уязвимых слоев населения Законом предусмотрено их ежегодное повышение на основании решения Правительства РК. Таким образом, кроме повышения, связанного с изменением параметров назначения, долгосрочные социальные выплаты повышены на 5% с 1 января 2020 года получателям социальных выплат на указанную дату. В целом, порядка 76 тысячам получателей по утрате трудоспособности и 45 тысячам получателей по потере кормильца увеличены размеры социальных выплат дополнительно на 5%.

- Новая социальная политика Президента РК Касым-Жомарта Токаева направлена на поддержку людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи одним из приоритетов является оказание помощи безработным во время поиска новой работы. Как решается этот вопрос в рамках Закона в новой редакции?

- Буквально на днях, в январе 2020 года, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева, выступая в Институте международной экономики Петерсона в Вашингтоне, заявила, что мировая экономика рискует вернуться в эпоху Великой депрессии, вызванной неравенством между разными группами населения стран и нестабильностью финансового сектора. В этой связи во многих странах мира предпринимаются меры по нивелированию вызовов, связанных с потерей работы и усилением неравенства.

Сегодня в Казахстане происходят процессы социальной модернизации. Концепцией социального развития Республики Казахстан до 2030 года отмечено, что стержневой принцип солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за создание справедливого общества получит новое развитие в казахстанской социальной модели через расширение обязательного и добровольного страхования.

В этой связи наш Закон в новой редакции предусматривает в том числе повышение социальной защищенности лиц, потерявших работу и занимающихся активным поиском работы. Социальная выплата на случай потери работы из ГФСС назначается лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в Центре занятости населения по месту жительства.

Если раньше уровень замещения дохода по потере работы составлял 30% от среднего дохода за последние 2 года, то по новому Закону указанный показатель увеличен до 40%. Вместе с тем, если ранее указанная выплата назначалась от 1 до 4 месяцев, то с 2020 года - от 1 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования. Например, работнику со среднемесячным доходом в 150 тысяч тенге, стажем участия в системе 10 лет, зарегистрированному в качестве безработного, размер социальной выплаты на случай потери работы увеличился с 45 000 тенге до 66 000 тенге (рост на 46,7%). При этом данная выплата будет выплачиваться 6 месяцев вместо 4 месяцев, как было раньше.

- Какие еще новеллы для наших граждан предусмотрены Законом РК «Об обязательном социальном страховании» с 1 января 2020 года?

- Глава государства на встрече с участниками Президентского молодежного кадрового резерва 15 января 2020 года подчеркнул: «Мы ищем оптимальную модель социальной политики государства».

Как известно, мир вступил в эпоху цифровизации. У нас в стране также внедряются элементы Индустрии 4.0. Сегодня реализуется концепция «слышащего государства». К примеру, Законом в новой редакции предусмотрено оказание государственных услуг по назначению социальных выплат в проактивной форме. Принцип проактивности заключается в постепенном отказе от заявительного характера назначения социальных выплат и переходе на уведомительный. В этом случае путем обмена данными между информационными системами государственных органов происходит актуализация права гражданина на получение соответствующих пособий и социальных выплат.

Из ГФСС в проактивной форме назначаются социальные выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. В 2019 году указанная выплата из ГФСС назначена 14 756 получателям в проактивной форме, а с 2020 года в том же формате начата работа по осуществлению социальных выплат по утрате трудоспособности и потери работы.

По мере расширения цифровизации и интеграции баз данных государственных органов и организаций проактивный характер будет распространен на другие виды социальных выплат из ГФСС.

В целом Закон в новой редакции предусматривает усиление трудовой мотивации и заинтересованности граждан в формальной занятости, стимулирование их участия в системе обязательного социального страхования и повышение социальной защищенности работающих граждан.

АО «Государственный фонд социального страхования»
Фото: Youtube.com

Похожее

Комментарии