Капитальная консультация: чем старше - тем надежнее

Пожилые заемщики платят лучше молодых, показало исследование МФО Solva. Об этом читателям «Регион Press» рассказывает генеральный директор финансовой компании Марат Бекжанов.

В Казахстане растет число займов через микрофинансовые организации (МФО). Совокупный объем ссудного портфеля МФО РК за второй квартал увеличился на 10,7% и составил 258,1 млрд тенге по итогам второго квартала 2019 года. Рост за год составил 37,6%. При этом, как отмечают специалисты альтернативного кредитования, с каждым годом увеличивается количество молодых заемщиков. Однако большее доверие у финансовых организаций вызывают клиенты старшего поколения.

Цифровая компания Solva провела исследование среди своих заемщиков. Аналитики пришли к выводу, что чаще ими становятся молодые люди от 22 до 30 лет, которых в первую очередь привлекает возможность получения денег, не выходя из дома и используя гаджеты. Согласно полученным данным в 2018 году почти 60% займов были оформлены с компьютеров и ноутбуков, 30% со смартфонов и 10% с планшетов.

Одной из причин активного роста доли молодых клиентов является отказ в кредитовании со стороны банков. Банки неохотно кредитуют клиентов без кредитной истории или с небольшим доходом, сокращая выдачу молодым заемщикам. Обычно у группы 18-25 лет отсутствует какая-либо кредитная история, а это почти 40% аудитории.

Доля клиентов в возрасте 20-25 лет, оформивших цифровой кредит с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП), по сравнению с 2018 годом выросла на 25%. Семь из десяти заемщиков - моложе 35 лет. Около 55% - люди от 31 до 40 лет. Экономически активнее женщины - их примерно на 10% больше среди заемщиков. По количеству займов лидируют Нур-Султан и Алматы, дальше идут Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Туркестанская области.

Чаще всего кредиты оформляют на обучение, отпуск, медицинские услуги, развитие своего бизнеса. Большая часть указала в назначении займа неотложные семейные нужды - ремонт, подарки близким на большие праздники. Средний чек по розничным займам в 2019 году составил 480 тыс. тенге. К слову, годом раньше он составлял 433 тыс. тенге.

Традиционно категория молодых заемщиков от 18 до 23 лет считается самой рискованной. Из-за отсутствия стабильного финансового дохода клиенты младше 25 лет не готовы выполнять свои обязательства без нарушений. Консервативные организации, оценивая заемщика, используют ограниченный набор параметров, вследствие чего недостаточно анализируют свих клиентов.

Повысить доверие к молодым клиентам МФО могут, используя помимо классических инструментов другие параметры для анализа заемщика: fraud-скоринг, поведенческую биометрию, «цифровой след» в интернете, присутствие в соцсетях, где можно узнать круг общения, семью, понять, где работает, и решить, ответственный ли клиент. В связи с этим доля молодых заемщиков у небанковского сектора выше на 40%.

Гораздо больше доверия у МФО к людям старше 50 лет, их доля в числе займов постоянно увеличивается. За первые пять месяцев 2019 года на категорию 50-55 лет приходилось около 35% от всех займов возрастных заемщиков. Еще 10% - это заемщики до 60 лет, и 5% - до 65 лет.

Доля самой большой возрастной группы выросла почти в 3 раза. Уровень одобрения для новых заемщиков один из самых высоких по сектору - он достигает 40-50%. Старшее поколение использует небанковский сектор чаще из-за отказа в банке. Консервативные финансовые структуры не хотят выдавать также и возрастным клиентам «длинные» кредиты, особенно без страховки, опасаясь не успеть получить средства назад. Кроме того пенсионерам труднее найти поручителя. Как правило, клиентам этих возрастных категорий нужны небольшие суммы, поэтому банкам не выгодно с ними работать, ведь стоимость привлечения и обслуживания клиентов из-за низкого чека часто получается выше дохода, который они приносят кредитной организации.

Безусловно, пожилые люди более ответственные. Оформление кредита для них - это, как правило, решение обдуманное. Они четко понимают, какую сумму они берут, на что потратят и в какой срок смогут выплатить. Они умеют планировать и правильно оценивают свои возможности в обслуживании долга. И, как следствие, аккуратно погашают задолженность, не допуская просрочек. Молодежь более импульсивна в своих планах, они больше ценят скорость. Фактор стоимости услуги для них зачастую уступает оперативности и комфорту ее получения. Собирать бумаги, стоять в очереди и ждать решения в течение суток и более - для них это уже вчерашний день.

Фото: Minfin.com.ua

Похожее

Комментарии