ДВОЙНОЙ ЭФФЕКТ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Как погнаться за двумя зайцами и поймать обоих? Как объединить на рынке труда интересы бизнеса, государства и будущих выпускников ССУЗов и ВУЗов? На самом деле второе осуществить гораздо проще, чем первое, если уделить должное внимание повсеместному внедрению и совершенствованию дуальной модели подготовки профессионально-технических кадров. Дуальная система - пожалуй, единственная на сегодняшний день форма обучения при подготовке специалистов технического профиля, которая полностью оправдывае

Как погнаться за двумя зайцами и поймать обоих? 

Как объединить на рынке труда интересы бизнеса, государства и будущих выпускников ССУЗов и ВУЗов?

На самом деле второе осуществить гораздо проще, чем первое, если уделить должное внимание повсеместному внедрению и совершенствованию дуальной модели подготовки профессионально-технических кадров. Дуальная система - пожалуй, единственная на сегодняшний день форма обучения при подготовке специалистов технического профиля, которая полностью оправдывает себя.

12 июня 2014 г. Управлением координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области было проведено совещание по вопросам обучения и повышения квалификации, развития дуального образования, создания учебных центров на базе крупных предприятий в сфере туризма, гостиничного хозяйства и т. д. Перспективы дальнейшего совершенствования дуальной системы обучения в ТиПО обсудили предприниматели в сфере туризма, руководители предприятий гостиничного бизнеса, ресторанных комплексов, кафе г. Усть-Каменогорска, Уланского и Глубоковского районов, представители бизнес-центров, ТиПО, Управления туризма и внешних связей ВКО.

ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ

В Казахстане по поручению Главы государства продолжается процесс модернизации системы технического и профессионального образования с учетом потребностей индустриализации. В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Нурсултан Назарбаев отметил: «Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий».

Действительно, модернизация казахстанской экономики в 21 веке обусловила высочайший спрос на специалистов новой формации во всех сегментах рынка труда, а среди сегодняшних выпускников все еще наблюдается серьезный дефицит в отношении технической компетентности. И крупный, и средний, и малый бизнес остро нуждаются в образованных специалистах, которые должны уметь оптимально решать производственные задачи в современных экономических условиях.

Дуальная система образования - одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Она успешно функционирует в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария, и отличается тем, что совмещает в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку, причем большую часть времени обучение проводится на предприятиях.

Работая в тесном контакте с будущим работодателем, учебное заведение уже в ходе обучения учитывает производственные требования, которые предъявляет к своим потенциальным кадрам предприятие. Таким образом решается задача дуальной модели образования - объединение интересов бизнеса, будущих специалистов и государства, при котором выпускники учебных заведений обеспечиваются рабочими местами, а работодатели - профессионально-техническими кадрами, которые им нужны.

НОВЫЙ ИМПУЛЬС ПРОФТЕХОРИЕНТАЦИИ

В Восточном Казахстане в 2014 году запущен пилотный проект дуального обучения, призванный содействовать успешному развитию системы профориентации. В настоящее время на базе престижных предприятий в сфере обслуживания, туризма и др. создаются учебные центры, апробируется комплекс мероприятий в рамках профориентационной работы с использованием психологических методик, профессиональных проб, ознакомления с миром профессий на предприятиях.

В связи с этим давно назрела необходимость тесного сотрудничества предприятий региона с учебными заведениями. Ведь именно предприятия разных форм собственности должны диктовать профессиональные стандарты, внедрять новшества и передавать их в обучающий процесс. А значит, необходимо проводить тщательный мониторинг требуемых кадров и готовить востребованных специалистов - по заявкам предпринимателей.

При этом на сегодняшний день в ВКО все еще имеются проблемы в организации производственной практики, связанные с недостаточной заинтересованностью предприятий в совместной подготовке кадров в связи с необходимостью выделения определенных ресурсов.

Однако есть в регионе и положительные примеры. Так, в сфере машиностроения участником дуального обучения является автосборочный завод «Азия Авто». По мнению участников совещания, прошедшего в Усть-Каменогорске 12 июня, данный пример необходимо брать за основу при разработке и внедрении дуальной модели в других сферах деятельности.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ В «ДЕДЕМАН-ОСКЕМЕН»

В настоящее время на базе престижного гостиничного комплекса «Дедеман-Оскемен Tavros», имеющего сертификат соответствия международным стандартам в сфере гостиничного бизнеса, реализуется совместный пилотный проект по внедрению дуального обучения. Менеджеры гостиничного комплекса разрабатывают учебный план по специальностям «Менеджер по сервису (официант)» и «Администратор на ресепшн» с указанием дисциплин и количеством часов, тестовых заданий, тренингов, практических занятий и т. д. В ближайшее время планируется отбор первых претендентов для обучения в престижном пятизвездочном отеле.

Создатели обучающего центра и участники дуальной системы обучения уверены, что ее внедрение произведет двойной эффект: гостиничный комплекс за счет государства обучит выпускников или повысит квалификацию других работников отеля и выдаст сертификаты на обучаемые специальности, при этом получив бесплатную рабочую силу (обучающиеся большую часть времени проходят практику).

Специалистами Управления координации занятости и социальных программ ВКО на прошедшем совещании было отмечено, что наиболее востребованными для производства являются специальности с высоким уровнем компетентности, поэтому внедрение системы дуального образования поможет решить данную проблему путем обучения кадров, повышения квалификации на предприятии, т. е. создания учебных центров.

Христина ДОРОШЕНКО

Похожее

Комментарии