ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ЛИЦОМ К ЛИЦУ

К концу 2019 года в Казахстане планируется внедрить Единое окно закупок, Единый бизнес-реестр, Карту общественного контроля, а также ряд других инициатив НПП «Атамекен» и Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, которые призваны положить конец произволу нечистоплотных чиновников и дать возможность бизнесу успешно развиваться.

15 марта 2019 года во всех областях Казахстана в режиме видеоконференцсвязи прошел III Республиканский форум предпринимателей по вопросам противодействия коррупции. В нем приняли участие депутаты Парламента РК, руководители и представители центральных и местных исполнительных органов, Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК), Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен», ассоциаций предпринимателей и некоммерческих объединений. От Восточно-Казахстанской области в форуме участвовали первый заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев, председатель Департамента АДГСПК по ВКО Жанна Қабдолдақызы, директор Региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» по ВКО Игорь Шацкий, представители НПО, бизнес-сообщества и СМИ. Модератором мероприятия выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Болат Палымбетов.

Программа форума включила 4 выступления, в которых были затронуты самые важные аспекты совместной работы АДГСПК и НПП «Атамекен» по искоренению коррупции в предпринимательской среде, а также озвучены планы на 2019 год.

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ БОРОТЬСЯ

В своем приветственном слове председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев отметил следующее:

- 2018 год в  рамках соглашения между Агентством и НПП был посвящен анализу регуляторного воздействия в наиболее значимых для бизнеса сферах. В результате этой работы мы имеем четкое понимание, в каких конкретно законодательных актах существуют пробелы и коллизии, ограничивающие возможность привлечения к ответственности государственных служащих, нарушивших права предпринимателей. В прошлом году Агентством совместно с Министерством иностранных дел и Министерством индустрии и инфраструктурного развития запущен кардинально новый механизм защиты прав и законных интересов предпринимателей и инвесторов - проект «Protecting business and Investments». Сегодня он активно поддерживается и Национальной Палатой предпринимателей. Главное отличие данного формата - это глубокое погружение команды проекта в каждый проблемный кейс взаимоотношений между бизнесом и государством. Основной принцип: легче предупредить, чем бороться с последствиями.

Данный проект является временной мерой, нацеленной на разрешение текущих проблем ведения бизнеса, отметил глава Агентства.

- Основная наша цель - повернуть госорганы лицом к бизнесу, в прямом смысле слова приучить чиновников помогать и поддерживать бизнес. Когда мы этого добьемся, необходимость продолжения проекта отпадет сама по себе, - сказал Алик Шпекбаев.

Он рассказал о работе Агентства над обеспечением равного доступа на государственную службу, результатом чего должен стать приток талантливых и компетентных специалистов, имеющих за плечами опыт работы в транснациональных и международных компаниях, обладающих степенью PhD. Для этой цели внедряется новая система оплаты труда в центральных и местных органах с переходом на факторно-балльную шкалу. Данный процесс требует длительного времени, но на сегодняшний день он уже осуществлен 6 государственными органами.

Одним из позитивных результатов внедрения новой системы стал запуск трансформационных процессов в госорганах, при котором первые руководители получили законодательное право оптимизировать структуру и штатную численность.

Успешный переход госорганов на новую систему оплаты труда в значительной степени будет обеспечен за счет упразднения излишних структур, сокращения руководящих должностей, оптимизации административных расходов.

- Таким образом, госаппарат заметно перестраивается на рельсы клиентоориентированности, прозрачности и доступности государственных услуг, - сказал Алик Жаткамбаевич. - Мы нацелены на то, чтобы к концу 2020 года 90% госуслуг оказывалось в электронном формате и 10% - через единое окно. Могу сказать, что сегодня уже мы 85% оказываем в электронном формате и через единое окно.

В настоящее время в 50 местных исполнительных органах реализуется проект «Доступный акимат». В специально оборудованных фронт-офисах можно получить до 25 видов услуг в сферах архитектуры, градостроительства, земельных отношений, сельского хозяйства и др. Клиентоориентированный подход также распространяется на правоохранительную и судебную системы, где уже начались трансформационные процессы по сокращению численности штата.

Широкий ряд инициатив, направленных на искоренение бытовой коррупции, минимизацию бюрократии, сдерживающей развитие малого и среднего бизнеса, активно реализуется в рамках проекта «Регионы, свободные от коррупции».

Не менее важным системным направлением для масштабной работы видится значительное сокращение доли участия государства в экономике.

- Многолетняя международная практика доказывает, что государство - не самый эффективный собственник и управленец, - отметил Алик Шпекбаев. - Все это понимают, но никто масштабно эту проблему не решает. Уже который год мы не можем провести полномасштабную приватизацию государственных предприятий, с момента начала второй волны приватизации в Казахстане продано чуть более 1% государственных объектов. Агентство будет использовать все свои ресурсы для форсирования этого процесса и полностью поддерживать соответствующие инициативы Национальной Палаты. В случае успешной реализации по коррупции будет нанесен ощутимый удар. Это наглядно подтверждает успешный кейс Грузии.

Одной из поддержанных Агентством инициатив НПП «Атамекен» является введение института юридических лиц публичного права. Это самоокупаемые организации, выполняющие государственные функции, обладающие специальным правовым статусом и функционирующие в условиях конкуренции. В АДГСПК считают, что от введения ЮЛПП выиграют все - и граждане, и бизнес, и государство. Для населения это возможность выбора при получении госуслуг, для предпринимателя - новые сегменты развития, для государства - рост предпринимательской активности и сокращение коррупции. Более того, это позволит ощутимо сократить государственное регулирование, что позитивно отразится на улучшении бизнес-климата.

Алик Шпекбаев ознакомил участников форума с принципиально новыми форматами искоренения коррупции, которые продвигает Агентство в настоящее время.

Это, во-первых, усиление общественного контроля, в том числе с помощью цифровых решений. Новым инструментом стимулирования гражданской активности стала Карта общественного контроля, способствующая снижению коррупционных рисков и повышению качества работы госорганов на местах. По обращению граждан решено более 2000 вопросов, которые предотвратили возможность злоупотреблений при проведении госзакупок, распределении земельных участков и др. В 2019 году Карта общественного контроля будет запущена во всех регионах страны, и каждый казахстанец сможет 24 часа в сутки контролировать указанные в Карте процессы, сверять их с документацией, проверяя деятельность госорганов и осуществляя мониторинг рационального освоения бюджетных средств бизнесом, участвующим в государственных закупках.

Во-вторых, это противодействие коррупции в органах внутренних дел на принципах транспарентности и взаимодействия с гражданским обществом. Агентством разработан совместный проект плана мероприятий до 2020 года, в котором учтен целый ряд предложений общественности по повышению прозрачности полиции, внедрению IT-решений, проведению специальных проверок на коррупционную устойчивость, реализацию эффективной обратной связи с населением. В настоящее время проект размещен на сайтах Агентства и Министерства внутренних дел для обсуждения и внесения предложений, что свидетельствует о новом уровне открытости силового органа.

В-третьих, это развитие системы комплаенс в государственном секторе. В Агентстве уверены, что эффективный комплаенс должен быть в каждой национальной компании. В настоящее время АДГСПК начинает  большую работу с фондом «Самрук Казына», где будет проведен анализ коррупционных рисков с выработкой конкретных рекомендаций, в том числе в деятельности комплаенс-офицеров.

В-четвертых, это введение антикоррупционной экспертизы с целью устранения рисков еще на этапе разработки нормативно-правовых актов. На сегодняшний день данная инициатива уже одобрена мажилисом в первом чтении.

В-пятых, это инициатива открытого правительства и открытый бюджет. По словам Алика Шпекбаева, по открытости бюджета Казахстан занимает относительно хорошие позиции - 53 балла из 100, что значительно выше среднемирового уровня. Сегодня Агентство успешно работает над обеспечением открытости бюджетов госучреждений и регулированием деятельности неправительственных организаций.

ДРУГОГО ПУТИ НЕТ

Об основных итогах Дорожной карты на 2018 год по реализации Соглашения о сотрудничестве между АДГСПК и НПП «Атамекен» рассказал заместитель председателя Агентства Олжас Бектенов.

- В 2018 году реализация Дорожной карты по взаимодействию между Агентством и Национальной Палатой осуществлялась по пяти направлениям, основные из которых - это анализ контрольных функций и регуляторного воздействия госорганов, совершенствование мер противодействия коррупции, в том числе посредством цифровизации и оптимизации государственных услуг. Хотел бы подчеркнуть, что Дорожная карта - это предельно приземленный документ, предусматривающий большой объем полевой работы, работы на местах, то есть непосредственное выявление проблем, с которыми сталкивается бизнес в регионах. На центральном же уровне работа основана на результатах анализа и направлена на поиск путей системного решения проблем, - сообщил Олжас Абаевич.

Совместный анализ коррупционных рисков проведен Агентством и Нацпалатой в 5 сферах: сельское хозяйство, архитектура и градостроительство, регулирование естественных монополий, экология, техническое регулирование. В каждой из них выявлены коррупционные риски. Так, в аграрном секторе это завышение фактических объемов сельхозпроизводства, допуск к реализации продукции, не отвечающей ветеринарно-санитарным требованиям. В сфере архитектуры коррупционные риски выявлены при выдаче строительных лицензий, при организации и проведении аукционов по продаже права аренды земельного участка. В сфере технического регулирования риски коррупции возникают при распределении заказов на разработку национальных технических регламентов, в ходе контроля за деятельностью испытательных лабораторий и аккредитованных органов по подтверждению соответствия. В сфере регулирования естественных монополий и защиты конкуренции большая часть коррупционных проявлений связана с привлечением к административной ответственности. В сфере экологии риски связаны с осуществлением производственного экологического контроля, занижением стоимости экологического ущерба при проведении аудита. По результатам всех анализов в госорганы внесены рекомендации по устранению коррупционных рисков.

В рамках реализации Дорожной карты проведен анализ регуляторного воздействия решений областных маслихатов, принятых в 2016 и 2017 годах. В указанный период маслихатами областей принято порядка 3300 разработанных МИО решений, однако акиматами проведен анализ регуляторного воздействия только в отношении 29 из них. При этом Нацпалатой и Агентством выявлено еще 44 решения, содержащих регуляторные инструменты и предусматривающих нагрузку на бизнес. По итогам анализа по всем решениям маслихатов, требующим проведения АРВ, направлены рекомендации по их включению в план пересмотра на текущий 2019 год.

- На наш взгляд, назрела необходимость внесения изменений в Предпринимательский кодекс и Правила проведения АРВ на предмет четкой регламентации самой процедуры данного анализа, конкретизации критериев необходимости его проведения в отношении НПА местного уровня, а также ответственности должностных лиц за необоснованное не проведение анализа, - отметил Олжас Бектенов.

Нацпалатой совместно с Агентством проведен анализ 50 наиболее востребованных бизнесом государственных услуг в таких сферах, как земельные отношения, строительство, налогообложение, пассажирские перевозки. Анализ показал, что большинство услуг не охватывают полный жизненный цикл и не обеспечивают их оказание по принципу одного заявления, то есть не позволяют получить желаемый конечный итог, а являются лишь промежуточной стадией. В этой связи выработано предложение о необходимости выявления родственных услуг, конечные цели которых едины, оптимизации бизнес-процессов и расширения перечня госуслуг, которые можно получить по принципу одного заявления. На межведомственной комиссии принято решение оптимизировать 588 услуг, в том числе путем перевода в электронный формат 141 услуги, объединения 83 услуг в 32, внедрения 16 проактивных услуг вместо действующих 26, а также внедрения 21 композитной услуги вместо существующих 46. Законопроектом «О внесении поправок в Закон «О государственных закупках» предусмотрено введение понятия «проактивная услуга» и оказание комплексных услуг по принципу одного заявления. Проводится работа по нормативному закреплению перечня композитных услуг.

- В данном контексте мы с сожалением отмечаем, что сами госорганы, реализующие регуляторные и контрольно-надзорные функции, зачастую не заинтересованы в упрощении механизмов взаимодействия с бизнесом. Но другого пути попросту нет! Все должны это уяснить раз и навсегда. Образно говоря, мы не можем войти в клуб высокоразвитых стран в старой потрепанной рубашке еще советского покроя. В таком виде нас туда попросту не пустят, - сказал Олжас Абаевич и привел показательный пример: в Китае срок с момента подачи заявления до начала строительства объекта составляет не более 2 месяцев, в Казахстане - порядка 1,5 лет.

- При этом госорганы продолжают цепляться за свои полномочия, приводя часто надуманные доводы об эфемерной безопасности и так далее, - продолжил зампред Агентства. - Хотя мы знаем, что пронизанный коррупцией государственный контроль никакой безопасности на самом деле не обеспечивает. В нашей практике, к глубокому сожалению, предостаточно фактов, когда за взятку выдаются любые документы и открываются любые границы. (…) А сколько у нас еще абсурдных требований в законодательстве! Мы до сих пор сертифицируем продукцию мировых брэндов - таких, как Mercedes, Bosh и других. Есть ли в этом необходимость, я не знаю. Или нострификация дипломов Гарварда, Стэнфорда, Кембриджа: какой в этом смысл, тоже вызывает большой вопрос. То есть у нас с Национальной Палатой еще много совместной работы. Наша общая цель - оптимизация госуслуг с учетом передового опыта и полной цифровизацией.

Также Олжас Бектенов сообщил о том, что в целях дальнейшей реализации принципа открытости государственных закупок Агентство предлагает рассмотреть вопрос обязательного раскрытия получателями бюджетных средств полной информации об их использовании, вплоть до последнего звена - субподрядчиков. Государственные органы и общественность вправе знать, куда направлены средства, и контролировать их расходование.

РЕЙТИНГ ЧЕСТНОСТИ

Директор компании «Центр стратегических инициатив (Centerforstrateginiciatives)» Бахытжан Саркеев в своем докладе на тему «Социологическое измерение коррупции» привел весьма интересные результаты опроса «Деловой климат», который был проведен в 2018 году.

В опросе приняли участие свыше 4000 предпринимателей, из которых большинство являются ИП. Респонденты отвечали на 12 вопросов, по каждому из которых давалась оценка по 4-балльной шкале (1 - минимальное значение, 4 - лучшее состояние). В рамках опроса оценивалась работа 20 госорганов, а именно 8 управлений акиматов и 12 территориальных подразделений центральных государственных органов.

- Если говорить об общих итогах опроса, то по сравнению с 2017 годом на 23% снизилась доля предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, - сообщил Бахытжан Курманбаевич. - При этом интересный факт: среди тех, кто сталкивался с коррупцией, выросло число предпринимателей, которым коррупция помогает. То есть это, конечно, не означает, что предпринимателям нравится давать взятки. Они вынуждены давать взятки, потому что они не видят других способов решения своих проблем. По мнению респондентов, инициатором коррупционных сделок в 49% случаев является сам предприниматель, и в 45% случаев предприниматель оплачивает услуги, которые и так должны предоставляться бесплатно.

По результатам опроса был подготовлен рейтинг всех областей РК, который показывает мнение предпринимателей об уровне коррумпированности их регионов. Примечательно, что лидером в рейтинге честности второй год подряд является Северо-Казахстанская область. Наименьшее число баллов набрали Туркестанская и Западно-Казахстанская области. Наша Восточно-Казахстанская область находится в середине списка. Но вне зависимости от рейтинга проблемы коррупции, с которыми сталкиваются предприниматели, характерны для всех регионов.

Что касается уровня коррумпированности среди госорганов, то среди территориальных подразделений коррупция наиболее распространена в службах внутреннего госаудита, госинспекции АПК, транспортного контроля, то есть в тех структурах, которые занимаются инспекционными функциями в отношении предпринимателей. В самом конце рейтинга оказались налоговая и пожарная службы. Как справедливо заметил докладчик, низкий уровень коррупции в налоговой службе объясняется внедрением автоматизации процессов.

В разрезе акиматов коррупция наиболее распространена в управлениях архитектуры и градостроительства, земельных отношений и ГАСК, наименее распространена в управлениях предпринимательства и индустриально-инновационного развития, инспекциях по труду.

По мнению респондентов, основными причинами, которые подталкивают предпринимателей к использованию коррупционных схем, является большое количество законодательных требований к бизнесу, частые проверки и желание предпринимателей уйти от ответственности. Это говорит о том, что высоким остается уровень регулирования бизнеса и уровень вмешательства госорганов в предпринимательскую деятельность.

По результатам опроса больше всего с коррупцией сталкиваются предприятия в тех сферах, где требуется разрешение и согласование: это административная и вспомогательная офисная деятельность, аренда, лизинг, прокат, туризм, реклама и электроснабжение.

В рамках исследования предпринимателям также задавался вопрос о том, кто обычно является инициатором неформальных способов решения проблемы. Интересно, что если в 2017 году, по их мнению, инициаторами выступали представители госорганов, то в 2018 году респонденты ответили, что в большинстве случаев предприниматели сами являются инициаторами взяток.

Эффективность антикоррупционных программ респонденты оценили на уровне 2,84 из 4 баллов. При этом предприниматели Актюбинской, Туркестанской и Восточно-Казахстанской областей оценивают программы как достаточно эффективные, а предприниматели Мангистауской, Карагандинской и Павлодарской областей дают низкие оценки.

Предпринимателям также задавался вопрос о сумме взяток, которые, по их мнению, требуется дать чиновникам, чтобы решить свои вопросы. По итогам 2018 года средняя сумма взяток выросла в среднем с 61 тысячи до 193 тысяч тенге. Это связано с ужесточением борьбы с коррупцией и, соответственно, с увеличением риска для госслужащих быть привлеченными к уголовной ответственности. При этом среди структур, которые берут наиболее крупные объемы взяток, названы территориальные службы экономических расследований, антимонопольная служба, госинспекция АПК. В последней размер взяток доходит до 3 млн тенге, а в территориальных департаментах комитета внутреннего госаудита - до 5 млн тенге. В отраслевом разрезе максимальный размер взяток наблюдается в сфере электроснабжения и водоснабжения.

По мнению бизнес-сообщества, для снижения коррупции требуются ужесточение наказания госслужащих, повышение эффективности деятельности антикоррупционной службы, усиление контроля за деятельностью и доходами чиновников, исключение человеческого фактора через автоматизацию и цифровизацию процессов.

Подводя итоги, Бахытжан Саркеев в качестве рекомендации указал на необходимость совершенствования работы госорганов на местах в части соблюдения сроков, повышения качества услуг, особенно в сфере земельных отношений и строительства. Для системного решения вопросов повышения качества госслужащих предлагается рассмотреть возможность поэтапного обновления кадрового состава в госорганах. Также предложено существенно снизить уровень регулирования и сократить вмешательство госорганов в предпринимательскую деятельность со стороны проверяющих и инспекционных структур.

СОЗДАВАТЬ СРЕДУ ДЛЯ БИЗНЕСА

Председатель президиума Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен» Тимур Кулибаев, обращаясь к участникам форума, рассказал об основных векторах работы НПП в сфере противодействия коррупции:

- Изменять свое законодательство, делать его более дружелюбным для предпринимателей, совместно с госорганами создавать среду для бизнеса - в этом мы видим задачу Национальной Палаты «Атамекен». Мы будем продолжать через Советы по защите прав предпринимателей на местах представлять интересы бизнеса в спорах с госорганами, но основную свою задачу видим в том, чтобы совершенствовать законодательство.

Также в число задач «Атамекена» входит ликвидация правовой безграмотности бизнеса, что достигается путем организации обучающих курсов для сельчан по проекту «Бастау», для студентов вузов в рамках дисциплины «Основы права и противодействия коррупции», для школьников в рамках дисциплины «Основы предпринимательства».

Совместно с АДГСПК Нацпалата выступает за высокопрофессиональный высокооплачиваемый компактный госаппарат и работает над снижением контрольно-надзорных функций. На сегодняшний день количество разрешений уменьшено на 72%, количество требований в проверках уменьшено на 58%, контрольные функции сокращены на 20%, сроки проверок сокращены в 2 раза, на 30% стало меньше самих проверок. За счет гуманизации уголовного законодательства в 5 раз снизилось количество возбуждаемых уголовных дел против предпринимателей. Данная работа будет продолжена в текущем году. Одним из инструментов станет проведение скрининга в областях Казахстана на предмет актуальных вопросов предпринимателей, касающихся социальной инфраструктуры, развития инфраструктуры на селе и отдельных проблем бизнеса в каждой сфере.

Что касается земельных отношений, то НПП обращается к акиматам областей, с тем чтобы они закончили в 2019 году работу по оцифровке земли. В населенных пунктах это целевое назначение согласно генеральному плану и развитию населенных пунктов, оценочная стоимость земельных участков и порядок их реализации. Важно, чтобы этот процесс был прозрачный и  понятный для бизнеса, подчеркнул Тимур Аскарович.

Отдельно глава президиума НПП остановился на вопросах государственных закупок:

- Необходимо системно выявить объемы потребности в тех или иных товарах и услугах, и за счет государственных закупок, за счет закупок квазигосударственного сектора, за счет долгосрочных контрактов можно будет локализовать производство здесь у нас, в Казахстане. Так что этот вопрос будет стоять у нас на контроле, и мы предлагаем Агентству совместно посмотреть, как эффективно мы можем этот процесс наладить.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!

Новые инициативы сотрудничества по вопросам противодействия коррупции презентовал участникам форума заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Рустам Журсунов. Он сообщил о том, что в текущем году Нацпалата планирует акцентировать внимание на 22 конкретных мероприятиях с конкретными индикативами их исполнения.

Первый блок вопросов касается земельных отношений и технических участков, что на сегодняшний день составляет основную долю обращений от бизнеса, поступающих в Палату. В 2018 году, сообщил докладчик, было предоставлено 17 100 земельных участков, из которых через торги и аукционы прошло лишь 1 100, что составляет всего 6%. В отдельных регионах стоимость земли на аукционах возрастает до 88 раз, что свидетельствует о колоссальном спросе со стороны бизнеса. Для обеспечения полноты информации НПП считает необходимым провести оцифровку и внедрение интерактивных карт с 11 срезами, как уже было сказано предыдущими докладчиками. Сегодня такие карты созданы в 17 регионах, до конца года планируется их внедрение в оставшихся 3 регионах - СКО, Павлодарской и Туркестанской областях.

В отношении таможенных органов основной критике подверглись недоработка информационной системы «Астана-1», ее несоответствие действующему таможенному законодательству, непрозрачная и не ориентированная на субъектов система управления рисками, проблема устаревшей инфраструктуры, несовершенство проведения посттаможенного контроля, отсутствие механизма единого окна при экспортно-импортных операциях. В марте т. г. НПП с Комитетом государственных доходов подписан соответствующий план мероприятий, в результате исполнения которого к концу 2019 года потери для госбюджета должны сократиться приблизительно на 300 млрд тенге.

Второй блок вопросов направлен на устранение коррупционных рисков в сфере ветеринарии, СЭС и технического регулирования.

- В сфере ветеринарии отсутствует четкий порядок проведения учета проверок, - рассказал Рустам Журсунов. - Предприниматели указывают на нерегламентированные почти ежедневные проверки на объектах торговли. Избирательный подход к их выбору - вымогательство за мелкие нарушения. Цифры говорят сами за себя. К примеру, в 2018 году официально зарегистрировано всего 600 проверок, при этом в этот же период к адмответственности привлечено 2 300 лиц, что почти в 4 раза больше. Такие обстоятельства неизбежно влекут за собой коррупционные риски. Что касается органов санэпиднадзора, то на практике они производят отбор продукции для экспертизы без компенсации ее стоимости. Законодательство имеет четкие положения о том, как осуществляется такой отбор продукции: это остается на усмотрение самого проверяющего. Совместно с Агентством и уполномоченными органами будут приняты меры по устранению пробелов в контрольно-надзорной деятельности этих органов. Деятельность органов по техническому регулированию и сертификации не принесла желаемого результата, к сожалению, по сокращению продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и нормативных документов. (…) А ведь это прямая угроза безопасности строительных объектов, дорожного движения, угроза жизни наших граждан. Новое руководство Комитета технического регулирования и метрологии понимает проблему, мы также подписали план совместных действий, к концу года давайте посмотрим результаты его реализации.

Третий блок вопросов - превентивные меры противодействия коррупции, в числе которых внедрение саморегулирования, которое позволит исключить участие государства там, где его присутствие представляется излишним или неоправданным.

- Несмотря на принимаемые усилия, развитие данного института все еще идет медленными темпами, со стороны госорганов идет активное сопротивление, - сообщил Рустам Манарбекович. - За 3 года только в двух сферах введено обязательное саморегулирование: это оценочная деятельность и оказание юридических услуг. Ситуация усугубляется тем, что только сами госорганы могут инициировать переход на такой вид регулирования, общественным институтам остается лишь ждать. Причины понятны: у чиновников резко уменьшаются полномочия, сокращается возможность давления на бизнес, сужается коррупционное поле. Необходимо придать импульс этой работе. Мы просим Агентство совместно выработать меры по расширению сфер саморегулирования.

Далее докладчик представил участникам форума довольно содержательный видеоролик c презентацией инициативы НПП по внедрению специальной онлайн-платформы «Единое окно закупок», которая позволит существенно сократить коррупционную ренту. Это портал, который позволит объединить все закупочные площадки страны. В настоящий момент НПП уже получила доступ к более чем 50 000 товарных позиций, работ и услуг с кодами вплоть до 15 знаков. Уже со второго квартала 2019 года Нацпалата сможет предоставлять информацию о среднем коридоре цен, что поможет минимизировать факты так называемых откатов со стороны бизнеса. В качестве примера были приведены факты закупок в разных регионах офисной бумаги формата А4, цена которой варьировалась от 800 до 1 800 тенге за пачку, флэш-карт с стоимостью от 967 до 3 622 тенге, офисных кресел стоимостью от 23 до 216 тысяч тенге. «Как говорится, почувствуйте разницу! - аргументировал закадровый голос. - Напрашивается вывод: попросту кому-то выгодно покупать товары из одного источника, включая в стоимость свои непомерные аппетиты».

Участники форума наглядно убедились в том, что способ закупа напрямую влияет на стоимость товара, поскольку дешевле всего вышеуказанные товары закупались способом ценовых предложений, а дороже всего - из одного источника. При этом в 2018 году из одного источника закупалось 75% всех товаров, работ и услуг по Казахстану при общем объеме закупа в 4,4 трлн тенге.

Функции портала «Единое окно закупок» позволят проводить подобный анализ в разрезе каждого госоргана в каждом городе и районе страны. Таким образом «Атамекен» сможет получать и передавать аналитическую информацию по закупкам в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Как следствие при осуществлении закупа заказчики будут вынуждены проводить ценовой комплаенс.

Еще один видеоролик, представленный докладчиком, презентовал идею НПП о создании Единого бизнес-реестра с целью повышения качества товаров, работ и услуг, добросовестного ведения бизнеса. Благодаря реестру проверка реальной хозяйственной деятельности контрагента превратится в очень простую процедуру для бизнеса. Чтобы исключить риск сотрудничества с фирмой-однодневкой, можно будет тщательно изучить всю доступную информацию о деятельности компании, контрагентах и контрактах, разрешительной документации, финансовых рисках, структуре владения, наличии лицензий и сертификатов, о результатах проверок объектов компании, условиях труда на производстве, качестве продукции и т. д. Если компанию ни разу ни привлекали к ответственности за нарушение действующих норм и законов, не выявляли нарушений в ходе проверок, на продукцию ни разу не жаловались потребители - госорганы смогут избавить такую фирму от лишнего контроля и усилить его в отношении бизнеса, который систематически допускает нарушения. Потребители благодаря реестру смогут узнать, насколько безопасны товары или услуги конкретного предпринимателя для их жизни и здоровья, а сам предприниматель будет стремиться к обеспечению безопасности своей продукции.

Единый бизнес-реестр планируется создать до конца 2019 года на базе НПП «Атамекен», интегрировав его со всеми существующими базами данных госорганов.

- По сути, мы предлагаем формализовать принцип должной осмотрительности: знай своего клиента, знай своего контрагента, - пояснил Рустам Журсунов. - Если у твоего партнера положительные рейтинги, то у предпринимателя не должно быть проблем с фискальными и иными контролирующими органами. А если, несмотря на вышеуказанные рейтинги, он совершил сделку с сомнительными контрагентами, то налоговые органы оперативно примут меры. Такая информационная система, к сведению, работает в России уже в течение 5 лет. С ее помощью удалось снизить число фирм-однодневок, обнальных компаний в 5 раз. Логика простая: когда все видят подозрительные компании, то спрос на их услуги резко падает, и соответственно количество предложений уменьшается. Нами по данному вопросу внесены предложения в правительство, и на этой неделе они были поддержаны.

В завершение мероприятия состоялась церемония подписания Дорожной карты по реализации Соглашения о сотрудничестве НПП и АДГСПК на 2019 год. Болат Палымбетов сообщил, что Дорожная карта, а также ответы на все поступившие от участников форума вопросы будут опубликованы на сайте atameken.kz.

Христина ДОРОШЕНКО
Фото ДАДГСПК по ВКО

Похожее

Комментарии