РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА

С 1 января 2013 года руководство Трамвайного парка подняло расценки на проезд: с 45 до 55 тенге. При этом трамвайное сообщение более регулярным не стало - зачастую горожанам приходится стоять и мерзнуть на остановках по 30-40 минут, особенно в часы пик. Ситуация вызвала массовое недовольство устькаменогорцев. Если задержки автобусов в утренние и вечерние часы еще можно оправдать многокилометровыми пробками на городских улицах, то длительные перебои с трамваями напоминают своеобразную забастовку,

С 1 января 2013 года руководство Трамвайного парка подняло расценки на проезд: с 45 до 55 тенге. При этом трамвайное сообщение более регулярным не стало - зачастую горожанам приходится стоять и мерзнуть на остановках по 30-40 минут, особенно в часы пик. Ситуация вызвала массовое недовольство устькаменогорцев. Если задержки автобусов в утренние и вечерние часы еще можно оправдать многокилометровыми пробками на городских улицах, то длительные перебои с трамваями напоминают своеобразную забастовку, которую устраивают трамвайщики, преследуя свои цели. Вопрос - какие? Что происходит в Трамвайном парке?

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Сразу поясним: ТОО «Тахами-путь» в настоящее время владеет и управляет Трамвайным парком. «Тахами» - название, безусловно, известное многим. Так называется ночной клуб, расположенный напротив торгового центра «Император», на пр. Ауэзова. Клуб печально прославился в былые годы - там происходили многочисленные драки и даже убийства. Много раз он менял своих владельцев. Три года назад Тофик Исмаилов, сейчас находящийся в международном розыске, купил якобы за "3 млн. Трамвайный парк у Э. Кима, его прежнего владельца. Сам Эдуард Ким «прославился» тем, что фактически отобрал парк у старых собственников и отправил на нары одного из них - Юрия Ли. Правда, царил Э. Ким в Трамвайном парке недолго - вскоре он избил коммерсанта в «Shine River», будучи при этом еще и госслужащим - директором Иртышского департамента экологии. После чего буйного чиновника посадили самого, хотя и ненадолго - на 1 год. Выйдя из тюрьмы, он без шума покинул Усть-Каменогорск, перебравшись в Алматы. А парком стал владеть Т. Исмаилов, по совместительству хозяин многих рыбных промыслов. Именно он пригласил управляющим в Трамвайный парк А. Успенского, одного из учредителей ночного клуба «Тахами». Вот такая краткая предыстория. Более года назад Тофика Исмаилова обвинили в укрывательстве налогов на гигантскую сумму (около 18 миллиардов тенге), и он покинул родные пенаты, передав бразды правления А. Успенскому и совершив формальный акт купли-продажи Трамвайного парка. Покинул наверняка не с пустыми руками, и с тех пор дела в парке пошли все хуже и хуже…

В ПОИСКАХ ВИНОВАТЫХ

Генеральный директор ТОО «Тахами-путь» Анатолий Успенский после Рождества провел брифинг для СМИ, на котором в попытке оправдаться обвинил во всех смертных грехах налоговиков, финпол и областную прокуратуру.

- За 3 года мы вложили инвестиций на сумму 320 млн. тенге, собирались заменить все трамваи на новые энергосберегающие (экономия 50%), российские, и последний новый 25-й трамвай запустить к 1 января 2013 года, - перечислил г-н Успенский. - Но нам не дали, замучили проверками в течение 3 лет! Наша программа модернизации застопорилась. Откуда взять средства? Нам сейчас на текущее содержание не хватает. Нужен льготный кредит, но из-за проверок никто не дает. Постоянные партнеры, поставщики - и те бегут! Если любое предприятие задергать проверками, оно закономерно придет к «нулю». 

- Значит, в том, что люди мерзнут в ваших холодных вагонах, что вы не утепляете трамваи, виноваты финпол и облпрокуратура? - интересуюсь у А. Успенского.

- Совершенно верно! – ничтоже сумняшеся подтвердил ген. директор ТОО «Тахами-путь». - Откуда деньгам взяться? Уважаемая облпрокуратура, не мешайте нам!..

У входа в административное здание выстроились новенькие, сверкающие джипы, как бы сообщающие, что их владельцы вполне респектабельны и далеко не бедны. Один из них - господина ген. директора парка. Глянешь на эти лимузины, и сразу понятно - денег нет! Все ушли на покупку автомобилей. А еще припоминаю, как однажды, в 2007 году, прежний владелец Э. Ким - видно, от распиравшей его гордости - на радостях брякнул в интервью, что ежедневная прибыль Трамвайного парка составляет 2-3 млн. тенге. Столько сдавали 5-6 лет назад по вечерам кондукторы, и эта выручка, по словам Э. Кима, была минимумом. Путем несложной арифметики нетрудно просчитать месячный и годовой оборот предприятия. Вероятно, сейчас эта сумма увеличилась до 4 млн. тенге в день - ведь горожане стали бросать в эту копилку с 1 января по лишнему гривеннику.

Думается, этот нехитрый расчет вполне осмысленно сделали и в финансовой полиции, и в прокуратуре. И обоснованно посчитали, что большую часть прибыли Трамвайного парка приближенные к кормушке лица выводят из-под налогообложения и распихивают по своим карманам. При таком раскладе заявление администрации о 320 млн. тенге инвестиций выглядит просто смехотворно.

Официальный комментарий и. о. начальника управления ВК областной прокуратуры Константина Пичугина:

- Руководством ТОО «Тахами-путь» 8 января 2013 года на пресс-конференции озвучена жалоба на неправомерные действия прокуратуры области. В частности, прозвучало, что эти действия не только повлекли рост цен на трамвайные билеты, но и лишили ряда деловых партнеров.

Считаем подобные претензии неправомерными и необоснованными.

ТОО «Тахами-путь» является владельцем местного Трамвайного парка и осуществляет трамвайные перевозки. В настоящее время областной прокуратурой предъявлен иск в экономический суд об оспаривании 14 сделок, которые заключило ТОО «Тахами-путь». По данным сделкам ТОО «Тахами-путь» передало свои трамваи в аренду лицам, большинство из которых являлись либо являются учредителями ТОО «Тахами-путь». При этом ТОО «Тахами-путь» фактически продолжает эксплуатацию трамваев от имени арендаторов.

Созданная в результате заключения договоров схема привела к тому, что прибыль остается у арендаторов трамваев, а подавляющую часть расходов несет ТОО «Тахами-путь». Получаемых ТОО «Тахами-путь» денег недостаточно, чтобы даже покрыть расходы предприятия. Тогда как арендаторы получают значительную прибыль, не занимаясь никакой деятельностью.

Умышленное выведение денег из оборота ТОО «Тахами-путь» может привести к остановке и банкротству предприятия. Что станет причиной социальной напряженности как на самом предприятии, так и в областном центре, жители которого будут лишены возможности трамвайного сообщения.

Более того, если проанализировать налоговые декларации участников сделок, то можно прийти к выводу, что только за 2010-2011 годы бюджет недополучил налогов на сумму более 170 млн. тенге.

Перечисленные обстоятельства и послужили причиной обращения прокуратуры области в суд с иском. Решение о том, насколько обоснован наш иск, примет суд. Считаем, что подача иска не создает препятствий деятельности ТОО «Тахами-путь».

Кроме того, в производстве финансовой полиции находится уголовное дело, возбужденное по факту незаконного вывода активов АО «Трамвайный парк» в пользу ТОО «Тахами-путь». Его завели 25 октября 2011 года по «б» части 3 статьи 177 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Вполне очевидно, что вмешательство прокуратуры и финансовой полиции в данном случае было не только оправданным, но и необходимым. В самом деле, как тут «не мешать», если у вас под носом происходят откровенно противозаконные вещи?! На то и существуют органы надзора и контроля, чтобы защищать интересы государства и граждан. А от подобных манипуляций страдают и работники предприятия, и горожане, и, надо полагать, бюджет. 

НА ХЛЕБ С ИКРОЙ ХВАТАЕТ

Интересно, что одномоментно с повышением стоимости проезда с 1 января 2013 года зарплату работникам Трамвайного парка не подняли, пообещали в марте. А уровень заработков там смехотворный: 40-50 тысяч тенге. За эти деньги водители трамваев и кондукторы с 5 утра до полуночи мерзнут в ледяных вагонах, которые и утеплить, оказывается, не на что…

- После удорожания проезда хотя бы утеплите трамваи? - спрашиваю А. Успенского.

- Однозначно нет! - отвечает.

Вот вам забота о горожанах и своих сотрудниках!

- Бывает, по часу ждем трамвая! - возмущаются пассажиры. - Особенно большие перерывы с 18.30 до 20 часов, когда едешь с работы! В вагонах холод, щели, двери часто не закрываются. Цену на билеты подняли, а улучшений нет!

Но самое любопытное, что при всей кажущейся «бедности» Анатолий Успенский и его команда добровольно покидать разваленное предприятие не собираются. Ни за что! Видимо, им есть за что держаться, и все заверения в собственной нищете - миф. И не так уж страшен черт, как его малюют.

- Предприятие никогда не закроем, - утверждает А. Успенский, и тут же противоречит сам себе: - Пепел тут будет, а не уйдем! До последнего буду сидеть в этом кресле.

И, совсем уж, видать, забывшись, произносит:

- Знаете, настоящий собственник на любом предприятии на хлеб с икрой себе всегда заработает!

Надо полагать, что и здесь на хлебушек с икоркой, да и на сливочное маслице г-ну Успенскому вполне хватает. При этом он перечисляет причины удорожания проезда:

- Электроэнергия подорожала, подшипники, которые у нас летят, как семечки, и машинное масло.

А еще с нового года подорожала на прилавках икра и масло сливочное, столь любимые господином директором. Не в этом ли кроется истинная причина поднятия цены на проезд?

«НА СВОЕМ ПОЛЕ»

- В 90-е годы, когда на линию выходило 53 трамвая, интервал между ними был всего 45 секунд! - говорит Владимир Панков, директор «Центра пассажирских перевозок», в то время работавший главным инженером Трамвайного парка и знающий о его проблемах не понаслышке. - Сейчас г-н Успенский утверждает, что вечерний интервал в 30-40 минут якобы обоснован перегрузкой сети. Это, мягко говоря, не соответствует истине. Причины в ином - недостаток водителей и вагонов.

И действительно, на мизерную зарплату в Трамвайный парк сейчас мало кого заманишь. Что касается вагонов, то сегодня на линию выходят 22-25 трамваев. Остальные, покрытые глубокими сугробами, спрятаны в самой глубине территории парка. Их, похоже, не ремонтируют, и к весне вагоны можно будет смело сдавать на металлолом. Вот такое рачительное отношение к имуществу!

Но что говорить про железо, если владельцы парка не жалеют своих сограждан, доставляя последним массу неудобств. В отличие от автопарков, «трамвайщики» - монополисты «на своем поле», а это, как известно из истории, всегда приводит к застою и снижению качества оказываемых услуг. Думается, настала пора исполнительной власти призадуматься, не выпустить ли на это «поле» играющего конкурента, который пожелает поднять Трамвайный парк из руин? Ведь чем больше проходит времени, тем сильнее зреет нарыв социального недовольства и среди 330 сотрудников парка, и, тем более, среди горожан.

На брифинге г-н Успенский озвучил некоторые цифры. По его словам, они все-таки кое-где обновили пути и провода, затратив на эти нужды 20% своего бюджета. Например, на улицах Орджоникидзе, Ворошилова, Мызы, частично на проспекте Абая. Чтобы совсем «не потерять» парк - раз в 6 месяцев расходуют 22 млн. тенге на запчасти. Понятное дело, чтобы выкачивать прибыль - надо какие-то крохи и вкладывать. Только козырять этим, при, похоже, несоизмеримо больших доходах, как-то не вполне этично. 

Под конец А. Успенский сообщил журналистам, что против них «ведется рейдерский захват». 

- На территории парка - большой участок земли. Мы начали возводить там крупный торговый центр. Но стройка затормозилась. Считаю, что вся возня вокруг нас - из-за него. Кому-то он нужен! В центре города участок стоит немалых денег.

Возможно, что все именно так и обстоит. Только назвать поименно «захватчиков» г-н Успенский почему-то постеснялся. А без фактов это лишь голословное утверждение. 

И последний штрих: в Павлодаре проезд на трамвае до последнего времени стоил 40 тенге, и лишь недавно стал стоить 50 тенге. В Темиртау проезд на трамвае составляет 40 тенге. А на Украине, например, трамвайный билет стоит всего 1,5 гривны (27 тенге!). Трамвайные вагоны там современные, теплые, сверкающие свежей краской. При этом своей электроэнергии на Украине почти не производится, вся она поступает из России, но перевозчиков частично дотирует государство.

В ВКО же целый каскад электростанций! И, может, нашим государственным мужам пора, наконец, призадуматься да и взяться за те же меры? Почему бы не национализировать Трамвайный парк, чтобы не допустить дальнейшего упадка? При грамотных менеджерах дело это прибыльное, доход в казну будет. Довольно частникам «на икорку» зарабатывать!

Сергей ВАСИЛЬЕВ
Фото: Yk-news.kz

Похожее

Комментарии