ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ

Информационная кампания по делу о трамвайном парке г. Усть-Каменогорска длится уже порядка 6 лет, обрастая все новыми подробностями и получая самые различные толкования в зависимости от происходящих событий, направленности информационного источника, принципиальной позиции редакции, а порой и личной заинтересованности руководства СМИ.

«Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?»

(«Вот какой рассеянный», С. Я. Маршак)

Информационная кампания по делу о трамвайном парке г. Усть-Каменогорска длится уже порядка 6 лет, обрастая все новыми подробностями и получая самые различные толкования в зависимости от происходящих событий, направленности информационного источника, принципиальной позиции редакции, а порой и личной заинтересованности руководства СМИ. 

Учитывая количество участвующих в этом деле лиц (включая тех, о которых мы даже не догадываемся), докопаться до самой распоследней истины здесь довольно сложно. Каждая сторона имеет свои доводы для понимания и поводы для порицания со стороны общественности и руководства города. На каждый аргумент найдется свой контраргумент, который многие сочтут более убедительным. 

Сегодня мы не задаемся целью выражать позицию издания, поскольку в подобных ситуациях истина всегда находится где-то посередине. Мы представляем на суд читателей лишь голые факты и обоснованные аргументы, почерпнутые из собственных источников, а также при содействии и по материалам наших усть-каменогорских коллег, пользующихся уважением читателей и оказывающих существенное влияние на формирование общественного мнения - таких, как Ольга Ушакова, Сергей Васильев, Денис Данилевский, Юлия Чернявская, Галина Вологодская (издания: газета «Республика», газета «Мегаполис», газета «Караван», ИА «Kazakhstan Today», Yka.kz, YK-news.kz, Uknews.kz).

Если вас интересует дальнейшая судьба единственного в Усть-Каменогорске трамвайного парка и существования трамвая как вида транспорта вообще, оцените ситуацию беспристрастно: чье дело правое? доживает ли предприятие свои последние деньки или же, напротив, стоит на пороге качественных преобразований? Решайте эту социальную задачку известными вам способами: математическими, аналитическими, юридическими... Время расставит все по своим местам, а может, даже перевернет все с ног на голову: кто знает, куда завезет нас нынешний «вагоноуважатый» и не станет ли в итоге трамвай «трамвалом». Ясно лишь одно: кому-то из этого трамвая «во что бы то ни стало» придется выходить…

1996-1997: ПРИВАТИЗАЦИЯ

История трамвайного парка г. Усть-Каменогорска начинается в 1959 году. Предприятие успешно развивалось, расширяя свою производственную базу и инфраструктуру на протяжении нескольких десятков лет, вплоть до распада СССР. 

В 1996 году - в эпоху тотальной приватизации - трамвайный парк был продан с торгов вместе с подвижным составом из более чем 50 трамваев, десятками километров путей, мощным депо, административными зданиями, хозпостройками, техникой, детсадами, общежитием. Стоимость этой покупки составила, по информации газеты «Караван», всего 200 тысяч долларов. Редакция издания располагает письмом бывшего акима Усть-Каменогорска Веры Сухоруковой, в котором сообщается о том, что по состоянию на 1 июля 1997 года в технической готовности находилось 100% подвижного состава. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской составляло около 4 млн. тенге, на складах находилось товарно-материальных ценностей на сумму более 20 млн. тенге. По информации департамента по госимуществу и приватизации ВКО, оценочная стоимость госпакета акций составляла 48 миллионов 250 тысяч тенге.

Директор «Центра пассажирских перевозок» Владимир Панков, в то время работавший главным инженером трамвайного парка, сообщил в интервью телеканалу «Калкен ТВ», что на линию тогда выходило 53 трамвая, а интервал между ними составлял всего 45 секунд. 

Таким образом, с 1996 года трамвайный парк г. Усть-Каменогорска перестал принадлежать государству, что на самом деле является нонсенсом для постсоветского пространства. Владельцами этого социально значимого предприятия на протяжении 15 лет становились по очереди (а также и «вне очереди») видные бизнесмены нашего региона. Правда, история едва ли не каждого из них заканчивалась весьма плачевно…

Но - обо всем по порядку.

Имущество трамвайного парка, сообщает Вера Сухорукова в указанном выше письме, было переоформлено его приобретателем ТОО «Ягодка» на нескольких человек.

 Позже финпол установил, что с 1997 года по ноябрь 2005 года в АО «Трамвайный парк» было три основных держателя акций - Юрий Им, Владимир Зеленков и Юрий Ли - по 28,5% от общего пакета, а также Валерий Тян - 4,5%, остальные акции находились в руках трудового коллектива.

Экс-аким Усть-Каменогорска официально сообщила в своем письме о том, что ремонт трамвайных путей в те годы сократился в 2,5 раза, больше 12 км были доведены до аварийного состояния, рабочим урезали зарплату. В считанные дни, напоминает также своим читателям «Караван», была демонтирована трамвайная линия, прокладываемая в районе КШТ, а по городу все чаще стали курсировать «убитые вагоны с фанерками вместо окон. Куда ушли деньги, заложенные в тарифе на ремонт?» - справедливо ставит вопрос издание.

Именно этот вопрос стал ключевым в отношении почти всей дальнейшей деятельности трамвайного парка. С момента приватизации деньги начали «уплывать» с предприятия в неизвестном направлении и в не поддающихся исчислению объемах. Предприятие общественного транспорта превратилось в кормушку для тех, кого заботит не развитие городской инфраструктуры, не оказание качественных услуг населению, не соблюдение законов, не выполнение налоговых обязательств, а только собственное обогащение - причем до самой последней возможности, вплоть до полного развала трамвайного парка. Впрочем, подобный «принцип» ведения бизнеса у нас далеко не единичен - добросовестных налогоплательщиков и хороших хозяйственников встретишь не так уж часто. Видимо, лоббирование интересов бизнеса в процессе разработки законопроектов не дает ощутимых результатов, вот и приходится «изыскивать» другие возможности - такие, например, как укрывательство от налогов.

Итак, в 1996 году государство избавилось от трамвайного парка, и частные владельцы пустили предприятие по рукам…

1998-2005: ПЕРВЫЙ «НАЕЗД»

«За всю свою историю нахождения в частной собственности предприятие спокойно работало от силы всего несколько лет», - продолжает распутывать клубок хитросплетений портал Yka.kz. О первом крупном скандале, разразившемся вокруг трамвайного парка в начале 2000-х, читателям напомнил автор статьи Денис Данилевский: «Трамвайный парк хотели закрыть под разными предлогами - дескать, и вагоны старые, и рельсы уже негодные, и шума от трамваев много. Да и вообще, этот вид транспорта - из XIX века, пора ему на свалку истории. Виталий Метте, бывший тогда акимом области, всерьез говорил, что рельсы нужно убрать, дорогу заасфальтировать и вместо трамваев пустить маршрутки. Вот в этом - «пустить маршрутки», - наверное, и заключалась вся соль этого первого «наезда» на парк. Тогда трамвай отстояли. Вроде бы несколько лет трамвайщики работали спокойно, даже новый трамвай приобрели…»

Но спокойствие длилось недолго. В октябре 2005 года предприятие оказалось в эпицентре новых весьма неприглядных событий - после смерти одного из главных акционеров ОАО «Трамвайный парк» Юрия Има за его 28,5% акций развернулась самая настоящая битва, приведшая в итоге к судам, тюрьмам, гонениям и т. д.

2005: РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ

Фабулу дела со страниц приснопамятной газеты «Республика» неоднократно озвучивала вдова Юрия Има, бывший бухгалтер ОАО «Трамвайный парк», предпринимательница Наталья Им. По ее словам, первая попытка рейдерского захвата предприятия была предпринята скандально известным главным экологом области и бизнесменом Эдуардом Кимом уже через несколько дней после смерти ее мужа. 

В ноябре 2005 года Э. Киму удалось выкупить часть ценных бумаг у акционера В. Тяна (4,5%) и убедить акционера Ю. Ли продать ему весь свой пакет акций (28,5%). Насколько известно Наталье Им, выплатить 1 млн. долларов Ким пообещал Юрию Ли позже, о чем им была написана расписка и составлен договор. В результате Эдуард Ким получил 33% акций АО «Трамвайный парк».

Однако на тот момент у акционеров Сергея Зеленкова и вдовы Юрия Има, которая должна была на законных основаниях унаследовать акции своего супруга, все еще оставался контрольный пакет - 57% в общей сложности. И отдавать свои акции Киму они не собирались. 

«Ким тут же подает иск в суд: якобы ему не давали возможности управлять предприятием с его 33% акций, - рассказала «Республике» Наталья Им. - И выигрывает процесс! К нему переходят все документы, печати и так далее. Уже после суда акционеров трамвайного парка охрана Кима попросту не пустила на территорию предприятия!» 

Инициировав возбуждение уголовного дела против «не поддающихся уговорам» акционеров АО «Трамвайный парк», Эдуард Ким добился того, что все они либо отправились на нары, либо подались в бега, а поднявшую шум Наталью Им больше года незаконно продержали в следственном изоляторе. 

2006-2007: СУДЫ И СЛЕДСТВИЯ

В 2006 году департаментом по борьбе с экономической преступностью по ВКО по заявлению Эдуарда Кима были возбуждены уголовные дела против С. Зеленкова, Н. Им, Р. Жабарова и Ю. Жабаровой (зять и дочь Зеленкова), а чуть позже - и против Ю. Ли (когда тот стал требовать у Кима расчет за приобретенные у него акции) - им инкриминировалось хищение средств.

Эту часть истории подробно изучила в 2007 году корреспондент газеты «Мегаполис» Юлия Чернявская: «В 2006 году было возбуждено уголовное дело в отношении руководства предприятия. Его подозревали в хищении денежных средств на общую сумму более 4 миллионов тенге. Проверка документации подтвердила ведение на предприятии «двойной» бухгалтерии и сокрытие части выручки. В результате было возбуждено дело по статье «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества». Но, как показали события последних дней, этим претензии правоохранительных органов к бывшему руководству ОАО не исчерпываются. Сегодня уже точно установлено, что предприятие было замешано и в других махинациях. Так, летом 2006 года путем составления фиктивного платежного поручения на оплату якобы закупаемых трамвайным парком запасных частей по несуществующему договору были перечислены деньги в сумме почти 5,5 миллиона тенге. Позже и деньги, и загадочная фирма «РИТОРА STATUS» бесследно исчезли. Понятно, что запчасти тоже так и не появились». 

В этом деле одним из главных фигурантов выступил гражданин Киргизии Олег Эпп (родной брат Натальи Им), который, собственно, и нашел подставную фирму, после чего деньги были перечислены по фиктивному платежному поручению. Спустя полгода Эппа вычислили, задержали и предали суду. 

И пока зять покойного Юрия Има находился под следствием, а супруга томилась в СИЗО, Эдуард Ким и генеральный директор АО «Трамвайный парк» Владимир Пискунов завладели их акциями. Ким купил их по номинальной стоимости - за 4 млн. тенге (хотя рыночная стоимость этих ценных бумаг на тот момент составляла 400 млн. тенге).

Газета «Республика» поясняет, что согласно Закону РК «Об акционерных обществах» преимущественное право на покупку акций имеют другие владельцы акций, однако Эдуарду Киму, который на тот момент был держателем лишь третьей части пакета, удалось стать владельцем 28,5% акций покойного Юрия Има и председателем правления директоров АО «Трамвайный парк». 

Захвату трамвайного парка «отлично» поспособствовал тот факт, что Ю. Ли, С. Зеленков и Р. Жабаров были осуждены. Правда, Наталью Им осудить не успели - ее же собственными стараниями по указанию Генерального прокурора РК в Усть-Каменогорск нагрянула проверка, по результатам которой уголовное преследование в отношении Им было прекращено за отсутствием в ее действиях состава преступления.

Генеральной прокуратурой также были принесены протесты на приговоры в отношении Ли, Зеленкова, Жабарова и протест на решение суда о перерегистрации акций, принадлежащих семье Им, на ремиссионный счет ОАО «Трамвайный парк» в счет возмещения ущерба. Данный протест был удовлетворен Верховным Судом РК, решение о перерегистрации отменено.

Правда, справедливость восторжествовала лишь номинально - рейдеры все-таки успели заполучить акции Н. Им и С. Зеленкова в результате вынесения ряда неправомерных решений судами ВКО (решение суда №2 УК от 2 декабря 2006 г., решение суда (заочное) от 28 апреля 2006 г., решение суда от 12 декабря 2006 г. и др.). 

Наталья Им уверена, что местные судьи лоббировали интересы Эдуарда Кима, о чем говорит тот факт, что в ВКО ни один из протестов, принесенных Генеральной прокуратурой по делу ОАО «Трамвайный парк», удовлетворен не был. «Мы говорим о том, что в отношении всех акционеров работала одна и та же схема, а именно: незаконное возбуждение уголовных дел, осуждение и отъем акций под прикрытием незаконных решений судов», - резюмирует Наталья Им в своем следующем заявлении в Генпрокуратуру. И, кстати, Генпрокуратура своим ответом от 28.08.08 г. подтвердила наличие этой взаимосвязи между уголовными делами Н. И. Им и других акционеров.

2007-2008: ИЗ РУК В РУКИ

Итак, в 2006 году многострадальное предприятие пережило скандальную и весьма дерзкую смену собственников - трамвайное хозяйство в очередной раз перешло из рук в руки. И, к всеобщему прискорбию, «руки» эти оказались нерадивыми и ненасытными.

«С баланса АО «Трамвайный парк» была уведена половина территории с цехами, предназначенными для ремонта и обслуживания подвижного состава. В результате был нарушен весь производственный цикл. (…) С 2006 года стабильно работавшее предприятие было разграблено и развалено. Рельсы, шпалы, комплектующие, которые были предназначены для текущего ремонта путей, проданы. Прибыль от реализации имущества, в том числе акций, получило не акционерное общество, а Эдуард Ким и другие, - поведала Наталья Им в интервью «Республике». - (…) Перед тем как вступить в должность главного эколога области, Ким продал часть предприятия».

Эти слова нашли свое подтверждение и в разговоре корреспондента «Республики» с другими бывшими рабочими парка: «Эдуард Ким распродал стратегический запас предприятия, необходимый для его эффективной работы, - несколько тонн рельсов, шпалы, бульдозеры, другую технику, даже некоторые трамваи. С той поры никогда (!) в Усть-Каменогорске не проводился ремонт рельсового хозяйства». 

«В этом трамвайном парке вся проблема связана с тем, что там каждый день - «живые» деньги! А когда на них смотришь, хочется сразу взять. На развитие предприятия, на покупку запасных частей уже ничего не остается», - приводит «Республика», пожалуй, самые убедительные и правдивые во всей этой истории слова, прозвучавшие из уст бывшего рабочего парка, пенсионера Николая Федоровича Горковца. 

Но недаром в народе говорят: не рой другому яму - сам в нее попадешь! После всем известной скандальной истории с избиением коммерсанта директор Иртышского департамента экологии Эдуард Ким сам попал на скамью подсудимых и получил срок. Однако за время следствия предусмотрительный бизнесмен успел провести дополнительную эмиссию акций АО «Трамвайный парк» и подарить их своему брату. Спустя год Ким вышел из тюрьмы и без шума покинул Усть-Каменогорск, перебравшись в Алматы. 

2008-2009: НОВЫЙ «ВРЕМЕННЫЙ ИГРОК»

В 2008 году бразды правления АО «Трамвайный парк» перешли в руки нового, хотя и тоже временного «игрока» - бизнесмена Тофика Исмаилова, владельца нескольких рыбных промыслов, который якобы купил парк у Эдуарда Кима за "3 млн. 

«Все имущество АО «Трамвайный парк» оказалось в руках господина Исмаилова - в ТОО «Тахами-путь», - а само акционерное общество было ликвидировано, ведь в нем оставались только пустые бумажки! В этом и заключается суть мошенничества», - пояснила схему Наталья Им.

В свете сказанного заслуживает также внимания комментарий бывшего рабочего трамвайного парка Николая Горковца: «В 2009 году (не помню, кто тогда точно был владельцем предприятия - Ким или Исмаилов, - но там уже были Успенский и Пискунов), на предприятии случился сверхстранный пожар. Все бухгалтерские документы, наши ведомости вечером отнесли в старую баню. Этой же ночью она выгорела дотла! Когда я пошел оформлять пенсию, мне говорят: «Ваши ведомости сгорели! Чем подтвердите, что зарплата была хорошая?» Квитки я не сохранял, пошел я в пенсионный фонд, а там оказалось, что мне всегда платили зарплату с «минималки». И нас несколько таких человек».

Газета «Республика» пишет, что Тофик Исмаилов и генеральный директор АО «Трамвайный парк» Анатолий Успенский (один из учредителей ТОО «Тахами-путь») «по дешевке продали все имущество предприятия (трамваи, производственную базу) аффилированным с ними индивидуальным предпринимателям за сумму, которая примерно в пять раз ниже рыночной стоимости всего имущества предприятия, - за 120 млн. тенге. Лишив АО «Трамвайный парк» основных средств, Тофик Исмаилов ликвидировал предприятие. А потом его имущество опять «собрали» в ТОО «Тахами-путь». 

Однако и Тофик Исмаилов недолго хозяйничал трамвайном парке. Вскоре он был обвинен областной прокуратурой в укрывательстве доходов, правда, по другому нашумевшему уголовному делу - о рыбной мафии. Сейчас опальный предприниматель находится в международном розыске. Он покинул Казахстан, совершив формальный акт купли-продажи трамвайного парка и передав бразды правления Анатолию Успенскому.

С тех пор на предприятие одна за другой посыпались проверки надзорных и контролирующих органов (прокуратура ВКО, финансовая полиция, налоговый комитет)…

2010-2011: «ПЕРЕВОД СТРЕЛ»

Первое время руководитель парка Анатолий Успенский и юрист Владимир Пискунов, пишет «Республика», в кулуарах недвусмысленно давали понять журналистам, что в уголовном деле против них лично заинтересован прокурор области. Якобы в свое время он предлагал Тофику Исмаилову поделиться с ним большой долей своего бизнеса, но тот отказался, после чего подвергся гонениям в прямом смысле этого слова.

Конечно, перевод всех «стрел» в сторону прокуратуры мог бы стать весьма удобной позицией для руководства трамвайного парка. Мог бы, если бы не сразу несколько очень важных «но!»

Во-первых, в поле зрения прокуратуры попали многоступенчатые операции с имуществом транспортного предприятия. Благодаря неутомимой деятельности Натальи Им, которая на протяжении вот уже 6-ти лет отстаивает свои законные права на акции покойного супруга, 25 октября 2011 года было, наконец, возбуждено уголовное дело по факту мошенничества с акциями и имуществом бывшего АО «Трамвайный парк» в отношении Эдуарда Кима, Тофика Исмаилова, Владимира Пискунова и других лиц. 

По сообщению и. о. начальника управления ВК областной прокуратуры Константина Пичугина, «областной прокуратурой предъявлен иск в экономический суд об оспаривании 14 сделок, которые заключило ТОО «Тахами-путь». По данным сделкам ТОО «Тахами-путь» передало свои трамваи в аренду лицам, большинство из которых являлись либо являются учредителями ТОО «Тахами-путь». При этом ТОО «Тахами-путь» фактически продолжает эксплуатацию трамваев от имени арендаторов. Созданная в результате заключения договоров схема привела к тому, что прибыль остается у арендаторов трамваев, а подавляющую часть расходов несет ТОО «Тахами-путь». Получаемых ТОО «Тахами-путь» денег недостаточно, чтобы даже покрыть расходы предприятия. Тогда как арендаторы получают значительную прибыль, не занимаясь никакой деятельностью. Умышленное выведение денег из оборота ТОО «Тахами-путь» может привести к остановке и банкротству предприятия. (…) Более того, если проанализировать налоговые декларации участников сделок, то можно прийти к выводу, что только за 2010-2011 годы бюджет недополучил налогов на сумму более 170 млн. тенге».

Заявление же г-на Успенского о том, что нынешнее руководство трамвайного парка не имеет никакого отношения к прежним делам, честно говоря, не выдерживает никакой критики: господа Успенский и Пискунов по очереди являлись генеральными директорами АО «Трамвайный парк», а ведь от перемены названия (теперь владелец парка именуется ТОО «Тахами-путь») суть дела, как известно, не меняется. 

Как не меняется и ежедневная выручка предприятия - ну, разве только растет, поскольку с 1 января 2013 г. стоимость проезда в трамвае увеличилась на 10 тенге.

2012-2013: «БОЛЬШАЯ ПРОВЕРКА»

Взяв в руки калькулятор, несложно посчитать, сколько приблизительно средств ежедневно поступает через так называемых арендаторов в ТОО «Тахами-путь». Возникает закономерный вопрос: куда же, черт возьми, деваются эти деньги?!? И что за колоссальные убытки несет предприятие в результате проверок со стороны государства? Видимо, приходится платить за свои многочисленные нарушения закона, и это действительно влетает в копеечку…

Вообще, сам факт проведения проверок на предприятиях, и в особенности социально значимых, может вызвать законное негодование собственников лишь в силу своей нерегламентированности, но уж никак не в силу того, что у предприятия масса нарушений, которые докучливые проверяющие то и дело пытаются извлечь на свет божий. Укрывательство от налогов и двойная бухгалтерия - это удручающие и весьма неприглядные меры, к которым зачастую вынуждены прибегать современные предприниматели и которые связаны с несовершенством законодательной базы, экономическими, социальными и другими факторами. Однако это не значит, что можно с пеной у рта отстаивать свое право на такое противозаконное ведение бизнеса!

Более того, трамвайный парк заручился поддержкой уважаемых в нашем регионе общественных организаций - Профсоюза малого и среднего бизнеса ВКО, Ассоциации профессиональных строителей ВКО, Ассоциации по защите прав предпринимателей ВКО и др. «С начала 2010 года ТОО «Тахами-путь» попало под жесткий пресс финансовой полиции (ДБЭКП по ВКО) и прокуратуры ВКО, - пишут общественники в своем обращении к Президенту РК и Генеральному прокурору. - (…) Считаем, что действия прокуратуры ВКО направлены на умышленное затягивание решения вопроса, с целью доведения предприятия до банкротства, чем сознательно нагнетается социальная напряженность в коллективе, что реально может привести к социальному взрыву. И ответственность за возможные последствия будет на совести руководителей областной прокуратуры».

В начале 2013 года проблемы усть-каменогорского транспортного предприятия прозвучали на всю Республику. «16 января их обсуждали в ходе видеоконференции по защите прав предпринимателей с участием представителей Генпрокуратуры, НЭПК «Союз «Атамекен», территориальных прокуроров, - пишет 25 января Галина Вологодская на страницах «Каравана». - В Усть-Каменогорск было решено направить группу из специалистов высшего надзорного органа и «Атамекена», чтобы на месте разобраться в ситуации».

…И вот на дворе уже февраль - и столь ожидаемая всеми «большая проверка» позади. 4 февраля помощник прокурора ВКО Дулат Аскарбекович Серикбаев сообщил газете «Регион Press»:

- Сейчас идет суд, потому что прокуратура вышла с исковым заявлением. Отложили на последнее рассмотрение. На этой неделе уже будет известно. В этом деле поставит точку суд, после чего мы либо брифинг соберем, либо в пресс-релизе о результатах сообщим.

КОНЕЧНАЯ ОСТАНОВКА

Во всей этой суете все как-то позабыли о тысячах устькаменогорцев, которые могут лишиться столь важного для города транспортного предприятия. Забыли и о работниках трамвайного парка, которым даже не подняли зарплату наряду с повышением стоимости проезда и которые чуть ли не массово увольняются с предприятия. Вот почему вечерний интервал между трамваями составляет 30-40 минут - предприятию банально не хватает водителей, кондукторов и самих трамваев (из более чем 50 (на момент приватизации) вагонов в повседневной работе осталось около 25).

Так, может, настало время заняться самим парком - его спасением и дальнейшим развитием, - вместо того чтобы продолжать биться друг о друга лбами? Доехали ведь уже до конечной остановки. Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?..

Христина ДОРОШЕНКО

Похожее

Комментарии