МАСТЕРÁ БОЯТСЯ ДЕЛА?..

Неизвестно, чего бы достиг в своем творчестве знаменитый голландский живописец Винсент Ван Гог, если бы не поддержка его брата Теодора, торговца картинами. Стоит признать, что большинство творческих людей рождены для того, чтобы именно творить, а предприимчивость и финансовая дальновидность, как правило, не входят в перечень их достоинств.

Вот почему творцам всегда требовались меценаты или же государственная поддержка на местном уровне. 

Не исключение и наши восточно-казахстанские мастера декоративно-прикладного искусства. Шить, вязать, лепить, выжигать - это всегда пожалуйста, с утра и до поздней ночи! Но как грамотно организовать свой бизнес и выйти со своими произведениями в постоянный плюс - это уже задачка не для слабонервных.

21 мая на очередном заседании рабочей экспертной группы по развитию малого бизнеса Общественного совета ВКО рассмотрены проблемы и перспективы развития ремесленнического дела и народных промыслов в Восточно-Казахстанской области. Мастера декоративно-прикладного искусства, ремесленники, художники и кукольники областного центра рассказали о факторах, тормозящих развитие их дела.

Заседание прошло в формате диалоговой площадки под председательством руководителя РЭГ по развитию малого бизнеса Елены Березинской-Абиловой, с участием представителей Регионального филиала Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен» по ВКО, Регионального филиала ФРП «Даму» по ВКО, ГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования г. Усть-Каменогорск», общественности и СМИ.

НАМ НУЖНО МЕСТО!

От лица ремесленников сложившуюся ситуацию в данной отрасли обрисовал директор ИП «Своя колея» Игорь Мартынин, который занимается изготовлением плетеных корзин, разнообразных предметов утвари и сувениров из дерева и бересты:

- У меня более 400 видов разных изделий. Работаю я в этом направлении с 1989 года, то есть уже 30 лет, из них 26 лет я работаю с Этнографическим музеем, с ресурсным центром Этнографического музея - 10 лет. Они нам, конечно, помогают, но этого мало. Если я раньше делал в месяц 20 изделий, то в этом году у меня получается за 200 изделий, и я их должен куда-то продавать. Это значит, нужно развивать рынок сбыта. Получается, достань дерево, всю технологию изобрети сам, сам свяжи, сам найди покупателя, и только тогда получишь те деньги, которые ты вроде бы заслуживаешь.

По словам Игоря Васильевича, у ремесленников есть разные возможности для реализации изделий, но все они имеют свои минусы. Так, можно сдавать товар на реализацию в специализированные торговые точки, но там он может пролежать бессчетное количество времени, никем не замеченный, так что мастера давно отказались от этой идеи. Можно продавать свой товар самостоятельно, но для этого необходимы специальные площадки, о которых должно знать местное население. Можно искать покупателей через социальные сети, и многие именно так и сбывают львиную долю своей продукции, но и этого недостаточно, чтобы иметь достойную прибыль. Усть-каменогорские мастера в основном торгуют на специальных выставках, ярмарках и праздничных мероприятиях, где нужно платить за место от 500 до 3000 тенге, хотя ни у кого нет гарантии, что товар будет реализован даже на эту минимальную сумму. К тому же уличные торговцы вынуждены сталкиваться со всеми погодными явлениями, присущими нашему региону: они стоят со своим товаром то на жаре, то на морозе, то под дождем.

В прошлом году несколько десятков ремесленников и мастеров ДПИ объединились в клубы «Арт-салон» и «Белая сова», но ни те, ни другие не зарегистрировали свои организации официально, и в настоящее время никто из них не занимается продвижением своей отрасли на общественных началах. Для этого, сетуют мастера, нужно время, деньги и активное стремление добиваться намеченных целей. И хотя именно так и строят свой бизнес все «простые смертные» предприниматели, наши творцы не желают проходить через какие бы то ни было тернии, а мечтают сразу попасть к звездам. Игорь Мартынин выражает надежду, что Общественный совет ВКО и Региональный Совет деловых женщин НПП «Атамекен» по ВКО помогут ремесленникам выйти на городской акимат, с тем чтобы решить несколько насущных вопросов: во-первых, определить, организовать и оборудовать постоянное место для торговли с минимальной арендной платой до 500 тенге в день; во-вторых, бесплатно рекламировать и анонсировать ярмарки-продажи в местных СМИ, чтобы население четко знало, где именно можно приобрести разнообразные эксклюзивные изделия ручной работы; в-третьих, посодействовать ремесленникам в получении государственных грантов на приобретение палаток, тентов, столов, стеллажей и прочего оборудования для торговли.

- Мы со своими сувенирами можем плавно вписаться в городские потребности, - говорит Игорь Васильевич. - 9 мая, 8 марта, Новый год и прочее - мы можем организовать не просто выставку-продажу, но и выполнять работу на заказ. У нас столько мастеров! Если посмотреть, какие вещи делают китайцы и какие делаем мы, то поистине Усть-Каменогорск - это город мастеров! Это просто чудо! Иногда смотришь и думаешь: неужели эти изделия сделаны у нас?

«АРТ-САЛОН» НА АРБАТЕ

В настоящее время организацией ярмарок занимается лидер объединения «Арт-салон», мастер-кожевник Алиса Ким. Она сообщила, что в ее объединении около 50 мастеров, которые работают в разных направлениях: живопись, текстильные куклы, вязаные изделия, берестяные поделки, украшения из полимерной глины, эпоксидной смолы, камней, костей, кожи и проч.

- Было бы здорово, если бы вы помогли нам с поиском места, - вторит Алиса Игорю Мартынину. - У нас есть договоренность с ЦДК, мы проводим ярмарки там. Если бы получилось договориться с Дворцом спорта - там много места, было бы замечательно! Но мы люди творческие, мы не умеем пробивать, мы не умеем добиваться…

Мастер по интерьерной кукле и сувенирной продукции из ткани Юлия Проскурина говорит, что в нашем городе совсем не ценится ручной труд, в отличие от Астаны, Алматы, России, Китая и других стран, из которых местным мастерам поступают заказы по интернету.

- У художника Оксаны Лукашевой выставка картин проходила на УМЗ, когда туда приезжала зарубежная делегация, - привела она пример. - А почему бы не провести выставку на каком-то таком хорошем месте в городе, где люди видят, туристы? Нам нужно выходить торговать каждые выходные - допустим, с 12 до 17 часов, - но чтобы площадка раскрученная была, чтобы люди знали, что сюда можно прийти.

- Помните, был большой первый Арбат, когда было много приглашенных, и организатор пригласил и нас? - говорит мастер по вязанию из пряжи Светлана Алексеева. - Потом акимат сказал: «Да, мы хотим такие арбаты проводить!» Но это только для галочки: нас позвали, мы постояли перед пустыми улицами, все. В городе никто не знает про это! Люди идут: «А что вы здесь стоите? А что у вас за мероприятие?» И дальше непробиваемое все. С Этнографическим музеем хоть как-то что-то у нас получается. (…) Мастер не должен быть организатором всего этого - это очень тяжело! Я смотрю на опыт российский - как, допустим, там проводятся ярмарки. Там есть предприниматель - меценат, который организует, находит место, делает рекламу, ставит оборудование и говорит мастеру: «Вот там-то мы стоим неделю. Стол есть, вы платите столько-то и торгуете неделю». В Новосибирске есть Международный фестиваль художественных ремесел «Артания» - они там месяц стоят возле оперного театра, месяц в Академгородке, месяц в Бердске. То есть они, заплатив за месяц, в любой день пришли, встали и торгуют. Все люди на протяжении уже 7 лет знают, что туда можно прийти, купить изделия ручной работы, высокого качества. Туда со всей области приезжают. У нас такое можно было бы сделать, но это должен заниматься какой-то предприниматель. Свое дело мы умеем хорошо делать, а это не наше…

У Игоря Мартынина тоже есть пара интересных идей относительно сбыта.

- На Сибинских озерах можно договориться о ярмарке с акимом Уланского района, и на большом озере, где муниципальный пляж, поставить юрту и там торговать. Ведь туда едут туристы из Алматы, Петропавловска, Новосибирска, - аргументирует Игорь Васильевич. - Вот еще направление: Барнаул - город-побратим Усть-Каменогорска. И где вот эта вот связь? Я что-то не вижу. А ведь там очень ценят наши изделия, даже глава администрации Барнаула мои плетеные сундуки сразу себе забрал, когда я их туда привез показать. И он согласен был, чтобы наши мастера заключили договора и приезжали к ним торговать. Это перспектива на будущее!

Руководитель ОО «Кругозор» Татьяна Нетунаева внесла предложение по использованию альтернативных видов сырья для изготовления продукции ДПИ - в частности вторичных материалов. Аргументы вполне весомы: дешевизна расходного сырья, вклад в сохранение природы и в решение проблемы переработки ТБО. Также она попросила мастеров активнее вовлекать в свою работу детей и подростков, обучая их ремесленничеству.

- В рамках программы «Экознайка» я сегодня захватила одну из работ - зеркало в обрамлении одноразовых пластиковых ложек, - продемонстрировала Татьяна Георгиевна наглядный пример использования вторичных материалов.

БИЗНЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ ОФИЦИАЛЬНЫМ

Еще один немаловажный вопрос, который обсуждался на заседании РЭГ по малому бизнесу, - это социальный статус ремесленников и мастеров ДПИ. К примеру, Игорь Мартынин и Светлана Алексеева открыли ИП, но многие мастера - а их в Усть-Каменогорске более 70 человек, - не спешат регистрировать свой бизнес.

- Я работаю по патенту, потому что я знаю, какой у меня доход, - говорит Светлана Алексеева. - Другие люди боятся этого патента, потому что доход нестабильный. Про ЕСП (Единый совокупный платеж - Прим. авт.) у нас никто ничего не знает, про использование кассовых аппаратов - тоже.

Между тем, обращаться за нефинансовой поддержкой бизнеса в Палату предпринимателей либо за инструментами финансовой поддержки в Фонд «Даму» могут только зарегистрированные бизнесмены. На заседании РЭГ специалист Палаты предпринимателей ВКО Женис Манаков пообещал оказать сервисную поддержку мастерам и наладить их взаимодействие с МИО, если они коллективно обратятся в РПП с единым проектом «Арт-салона» по вхождению на Арбат. В свою очередь главный менеджер Регионального филиала ФРП «Даму» по ВКО Кайнар Ластаев предложил обращаться в Фонд насчет льготного кредитования и грантового финансирования, если возникнет необходимость в расширении действующего бизнеса. Однако это должен быть проект одного предпринимателя, конкретизировал Кайнар Меирович.

- Вам нужна стратегия развития вашей отрасли и нужна маркетинговая стратегия - в каком направлении вы будете двигаться дальше. Потому что вы подпадаете под статус социального предпринимательства. Сейчас разные курсы есть обучающие. Вы должны понимать, что ваш бизнес должен постоянно как-то развиваться. Аким города делал предложение об организации Арбата на углу Орджоникидзе - Головкова, чтобы это вот как раз была ваша ниша. Каждый из вас может претендовать на гранты до 3 миллионов тенге по «Дорожной карте бизнеса 2020» и до 200 МРП по программе «Еңбек», только должны быть инновации в ваших бизнес-идеях. На эти деньги вы бы купили оборудование, заказали рекламу, в Палате предпринимателей вам бы бесплатно сделали сайт, логотип, бизнес-план, и вас бы сопровождали. Но ваша готовность пока слабая. Вам нужно подняться и подтянуться немножечко, чтобы войти вот в этот инструментарий бесплатной поддержки бизнеса. Создайте инициативную группу 5-7 человек, и мы начнем с вами взаимодействовать, - резюмировала руководитель РЭГ по развитию малого бизнеса Елена Березинская-Абилова.

Елена Николаевна также пообещала проработать вопрос о предоставлении места для ярмарок с отделом предпринимательства и отделом культуры Усть-Каменогорска, а мастерам дала задание подготовить презентацию «Арт-салона» и подумать о брэндировании своей продукции, о подготовке тематических и праздничных коллекций под знаком «хендмейд».

Христина ДОРОШЕНКО
Фото автора

Похожее

Комментарии