В ВКО стали больше продавать действующий бизнес

На рынке наметился интересный тренд. Казахстанцы перестали рассматривать недвижимость как единственный объект для вложения денег. Стали приглядываться к покупке действующего бизнеса, рассказал «Избранному» эксперт, работающий на рынке недвижимости более 10 лет.

Речь при этом идет не только о салонах красоты или мелких магазинах. В Восточном Казахстане, например, можно прикупить крупный мясокомбинат или молокозавод. Конечно, при наличии определенного капитала. Очевидный плюс такого приобретения в экономии времени и ...нервов. Не надо ходить по инстанциям, выбивать разрешения и другие документы. Но есть и подводные камни. Моя коллега Ирина Якунина тоже приценилась. Ее внимание привлек магазин с романтическим названием «Белые ночи».

«Продам бизнес». Такие объявления можно увидеть в газетах, на автобусных остановках и на сайтах. Купить можно абсолютно все: от чебуречных киосков до крупных заводов. Так, на продажу выставлен Семейский мясокомбинат. Предприятие - действующее. Выпускает более 200 наименований продукции, от консервов до колбасы. Продают мясокомбинат за 3,4 миллиарда тенге. За 800 миллионов тенге, но уже в Усть-Каменогорске, можно стать хозяином молокозавода. Тоже действующего. И это лишь поверхностный срез того, что представлено на рынке. При наличии необходимой суммы купить можно и пекарни, бани, кафе и салоны красоты.

Директор алматинского агентства недвижимости Марина Грушина на рынке недвижимости более 20 лет. Говорит, если раньше продавала квартиры, гаражи и дачи, то сейчас 50% всех объявлений касаются объектов бизнеса. Это новая тенденция спроса. Люди с капиталом уже не рассматривают недвижимость как единственный вариант для вложений. Хотят купить то, что будет приносить стабильный доход, рассказывает Грушина.

Марина Грушина, директор агентства недвижимости «Arbat Real Estate»:

- На сегодняшний день мы видим новую категорию покупателей, не просто недвижимость, а конкретный действующий бизнес. Почему? Потому что инвестировать в недвижимость не очень выгодно. И люди хотят видеть более-менее стабильный доход. Основной спрос на сферу услуг - это салоны красоты, СТО, медицинский сервис, автомойки, - это наиболее популярный сегмент.

Почему так активно стали продавать действующий бизнес? И если он, как пишут продавцы объявлений, прибыльный, то почему хозяева предприятий продают курицу, несущую золотые яйца? Мы решили и сами что-нибудь «прикупить».

Ирина Якунина, корреспондент телеканала «Астана»:

Среди всех объявлений о продаже действующего бизнеса мы выбрали, на наш взгляд, наиболее привлекательные - магазины, парикмахерские, кафе в центре города. Встретиться с журналистами и рассказать, почему продают свое детище, решились не многие. Хозяин магазина «Белые ночи» Юрий Иванович встретиться со съемочной группой телеканала «Астана» согласился.

- Ваш магазин с таким красивым названием «Белые ночи» в центре, на проспекте, район оживленный. Почему продаете?

Юрий Лещенко, хозяин магазина «Белые ночи»:

- Уже возраст, дети выросли, разъехались. Необходимость в бизнесе уже не та, надо оформлять пенсию, отдыхать. Прибыль была нормальная, но сейчас пришло время уделять время внукам, а не бизнесу.

Свой магазин Юрий Иванович продает год. Рассказывает, звонков много. Значит, спрос есть. За дешево действующий бизнес, конечно, не отдают. Ведь есть несомненные плюсы: не надо оформлять документы, выводить из жилого фонда, брать лицензии, налаживать партнерские и торговые связи. Все это можно получить сразу.

Марина Батурина, начинающая предпринимательница:

- И я не вижу чего-то плохого, чтобы купить готовый бизнес. Действительно, есть проекты, когда можно купить франшизу или еще как-то.

Так свою позицию нам объяснила начинающая бизнесвумен Марина Батурина. Среди ее друзей есть те, кто купил готовый бизнес. Все зависит от финансовых возможностей. Сама Марина прошла учебу в Школе молодых предпринимателей «Авангард плюс», защитила проект, получила грант. Это и есть ее стартап. В мае открывает линию по выпуску фасованного «Иван чая». Ее предприятие - это 100% казсодержание от сбора до упаковки.

Марина Батурина:

- Маленькая линия, конкурс был недавно, я его выиграла, и мы ждем финансирования в мае. После этого будет закуплено оборудование, уже подписан договор с поставщиками, найдено помещение. И новый сезон в мае, и мы начнем его с новым оборудованием.

При этом риски при покупке готового бизнеса тоже имеются, рассуждает Рустам Салахутдинов. Когда-то он оставил стабильную, хорошо оплачиваемую работу в крупной компании. Решил попробовать себя в IT-бизнесе. Сейчас его проекты по модернизации школьных столовых, системе автоматического учета уже оценили клиенты. При этом можно было купить и готовую компанию. Продают как IT-бизнес, так и раскрученные аккаунты, группы в соцсетях. Но Рустам решил все начать с нуля.

Рустам Салахутдинов, предприниматель:

- Конечно, создать бизнес с нуля - это гораздо сложнее, но правильный путь, когда проходим весь пусть от начала до конца, с самых низов понимать всю специфику, чтобы получить дальнейшее развитие. Когда покупаем готовый где-то, какой-то менеджмент недоформирован, структура неправильная и т. д. Переделать что-то, гораздо сложнее, чем начать с нуля.

Елена Березинская-Абилова учит основам предпринимательства и студентов, и уже состоявшихся бизнесменов. Проанализировав рынок, пришла к заключению, что готовый бизнес продают в двух случаях: когда хозяин меняет место жительства или недоволен получаемой прибылью.

Елена Березинская-Абилова, председатель Регионального Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен» по ВКО:

- Самой главной причиной именно продажи бизнеса является неумение диверсифицировать свой бизнес. Все бизнес-процессы, которые лежат сейчас в основе бизнеса, - это организация менеджмента, стратегический менеджмент, финансы, производство, технологии и, конечно же, маркетинговая стратегия. Если нет этих компонентов, то бизнес на сегодняшний день невозможно развивать.

Еще одна из возможных причин продажи действующего бизнеса - это незнание основ. Ведь предпринимательству еще лет пять назад в Казахстане не обучали. Сегодня же говорят о необходимости введения такой дисциплины в школьную программу.

Елена Березинская-Абилова:

- Кто-то стесняется, не хочет показать себя не конкурентоспособным, они просто сливают свой бизнес и все. И, как правило, это те люди, которые могли бы участвовать в госпрограммах, получать гранты, льготное финансирование. Они заработали свой капитал и решили переквалифицироваться, потому что сейчас быть конкурентным - это не просто тренд, это сложно - быть на гребне бизнес-направлений.

Ирина Якунина, корреспондент:

- Из беседы с экспертами мы также уяснили, что перед сделкой необходимо провести аудит. Он покажет все сильные и слабые стороны предприятия, которое вы намерены купить. Должен быть и бизнес-план. Это уже перспектива развития. При наличии этого можно рассчитывать на успешность покупаемого дела.

Ирина ЯКУНИНА, Astanatv.kz
Фото: Yur-ex.ru

Похожее

Комментарии