ПОКА ЦВЕТЁТ ИВАН-ЧАЙ

Выпускница Школы молодых предпринимателей «Авангард плюс» Марина Батурина превращает хобби в бизнес.

2018 год стал временем больших перемен для начинающей предпринимательницы Марины Батуриной. Девушка успешно прошла обучение в Школе молодых предпринимателей «Авангард плюс», на курсах «Бизнес-Советник» в Палате предпринимателей ВКО, на бизнес-вебинарах в Light-центре, приняла участие в конкурсе на соискание гранта по программе «Дорожная карта бизнеса 2020», на собственные средства открыла дело по производству природного чая с добавками и широко представила свой продукт потенциальным клиентам на городских ярмарках и в социальных сетях. Упорству и терпению Марины можно только позавидовать: плоды своей активной предпринимательской деятельности она начнет пожинать лишь с приходом лета - когда вновь зацветет иван-чай…

По образованию Марина Батурина маркетолог и бухгалтер. До недавнего времени она помогала супругу в молодом семейном бизнесе по оптовой реализации каустической соды - отвечала за бухгалтерию, делопроизводство, документооборот, маркетинговую стратегию. С целью дальнейшего развития предприятия собственно и пришла учиться в Школу «Авангард плюс»…

- Марина, в какой момент Вас озарила идея об открытии собственного бизнеса, что Вас к этому подтолкнуло?

- Ну, во-первых, мне супруг каждый день говорил: «Не надо мне помогать, спасибо, я тут сам разберусь, ищи свою идею». И потом, когда я пришла в ШМП «Авангард плюс» - сразу же с первого занятия как стали говорить? «Быть предпринимателем - это значит иметь возможность заниматься тем, что тебе нравится». Наш бизнес-тренер Талгат Касенов повторял это не раз и приводил примеры, когда предприниматели любимое дело превращали в успешное ремесло. И я сидела и думала: ну, у меня вот прямо ничего такого нету… Иван-чай - это было всегда мое хобби, такая отдушина, - мы его собирали, заваривали, но у нас даже мысли не было, что из этого можно построить бизнес. А тут как-то ехали, говорили про иван-чай, и я супругу буквально за минуту излагаю бизнес-план, рассказываю процесс, что можно сделать и как, про сбыт сразу, какие планы, какие перспективы. Он меня выслушал и сказал: «Отличная идея! Вот ее и будешь развивать». Сейчас он мне очень помогает, то есть мы собираем вместе, ферментацию вот эту - скручивание чайного листа - он все вместе со мной делает.

- Где вы собираете иван-чай? Вы знаете места?

- Мы уезжали за Феклистовку, но вообще у нас иван-чай в большом количестве произрастает. Единственное, что эта территория может принадлежать либо крестьянским и фермерским хозяйствам, либо государственному лесному фонду. Если собирать именно в коммерческих целях, то государственному лесному фонду необходимо оплатить билет. Это недорого - 24 тенге за килограмм собранного сырья. Я сходила в управление лесхоза, познакомилась там со всеми, мне открыли карту и показали в компьютерной программе: вот тут красный шиповник, вот здесь иван-чай... Я узнавала на 2019 год, потому что сезон-то уже заканчивался. Цветение иван-чая начинается с мая и заканчивается в августе.

- А потом на весь оставшийся год Вам хватит запасов для реализации?

- Да. Иван-чай же готовится сразу, потом упаковывается и хранится в проветриваемом закрытом помещении до двух лет. Мы арендовали для этого специальное помещение, оплачиваем. А вообще мы хотели и для цеха арендовать помещение, чтобы сразу купить и поставить туда оборудование. Мы нашли два здания, теперь нужно определиться с выбором и сообщить об этом в СЭС. Они посмотрят и подскажут, можно ли там устраивать цех. В НаЦЭкСе мы узнали, какие анализы нужно проводить. Также я подписала соглашение об антикоррупционном сопровождении бизнеса с Департаментом по делам госслужбы и противодействию коррупции, согласно которому в мае 2019 года я намерена запустить первое производство.

- На конкурсе по предоставлению грантов по «ДКБ-2020» Вы недобрали каких-то 0,2 балла. И все равно не опустили руки, продолжили развивать бизнес?

- Я философски к этому отношусь - что, может быть, так даже лучше. Я как-то абсолютно спокойна, у меня не было никакого расстройства. Мы все равно в январе закупим и установим оборудование - у нас есть собственные накопленные средства, которых должно хватить. Нам надо сушильный шкаф и роллер, который сминает и скручивает листья перед ферментацией.

- Вы уже узнали, где выгоднее такое оборудование приобрести можно? В России, наверное?

- Да, из России повезем. Перед тем как идти на грант, мы запросили все коммерческие предложения, мы просчитали все транспортные расходы, то есть у нас прямо полностью раскладка была. Единственное, мы брали самое современное оборудование - то, что нам позволит одну партию заготавливать практически за раз. На свои деньги мы, конечно, не сможем приобрести такое мощное оборудование, то есть мы обойдемся чуть-чуть подешевле.

- А сколько рабочих мест Вы планируете создать?

- Как только запустим цех, нам потребуются сезонные работники для сбора сырья. Плюс ко всему, мы еще будем закупать сырье у населения, потому что на ярмарке в День города, когда пчеловоды у нас приехали - они сами подходили и говорили: «Вот мой номер телефона, звоните, мы вам даже сами соберем». На постоянной основе нам потребуется технолог и еще два работника: один будет помогать именно в процессе производства, один будет в фасовочно-упаковочном цехе (я хочу взять на это место инвалида, и мне из Управления координации занятости и социальных программ уже выслали нормативы для обустройства его рабочего места). Услуги типографии, поставщики упаковки, бухгалтерские, юридические, маркетинговые услуги и SMM - это все будет у нас на аутсорсинге.

Сама я вообще-то хотела бы заниматься именно стратегией, планированием, но возможно, в будущем все равно придется брать того, кто будет отвечать за сбыт продукции. Раньше я боялась делегировать полномочия и считала, что лучше все сделать самой, но сейчас я уже готова делегировать, мы уже даже прописали бизнес-процессы, для того чтобы, во-первых, когда придут работники, им легче было сразу вникнуть, и во-вторых - чтобы сократить до минимума брак и выходить сразу на плановые мощности.

- Вы упомянули о ярмарках. Расскажите, какую пользу Вам принесло участие в них?

- Я участвовала в двух городских ярмарках - на День Конституции и День города. Нам звонили из Управления предпринимательства, лично приглашали, палатки нам ставили и столы давали. Это было вообще потрясающе! У меня была цель: мы выходили с термосами и проводили дегустации. Мне нужна была обратная связь. То есть люди пробовали и тут же говорили, спрашивали: «а можно с молоком», «А можно с сахаром?» На следующую ярмарку я уже пришла с молоком и слушала, что говорят: «а вот этот бы покрепче, а вот тут бы мяты поменьше». Ясно, что сколько людей - столько мнений, но тем не менее где-то они все равно пересекались, и картина складывалась. То есть я приходила и говорила: «Так, шиповника красного делаем больше, черного меньше, потому что красное больше привлекает. Мяты добавляем меньше, а корицы больше». Вот сейчас мы вышли с чайным глинтвейном, у которого довольно сложный рецепт, потому что сам иван-чай - он такой фруктовый, и если много всего добавлять, появляется кислинка. Мы вроде как проработали рецепт - вышли с ним, дали людям попробовать. Ну, и тоже собрали обратную связь. Кто-то говорил, что поострее бы, кому-то больше чтоб имбиря было, а кто-то сказал, что кислит. Ну, и мы стали ломать голову, что надо убрать тогда из рецепта, чего сделать поменьше. Это замечательно, когда обратную связь можно наладить!

- Сколько у вас на сегодняшний день разновидностей иван-чая?

- 12 разновидностей, фасовка по 50 и по 100 грамм.

- Судя по Вашим статусам в WhatsApp, у Вас уже есть великолепный дизайн упаковки и даже новогодние наборы! Расскажите немного о продвижении своей торговой марки.

- «Природный чай Flora» - это моя торговая марка, ее еще надо будет регистрировать. Ну, тоже не сложно, я уже все узнала, этим надо будет заняться. Мы нашли хорошего дизайнера - она проработала нам весь фирменный стиль. Затем своими силами проводили в соцсетях мини-опросы об употреблении иван-чая и о дизайне упаковки, знакомили со своей продукцией, собирали отзывы, пробовали, оттачивали рецептуру. Исследование местного рынка показало, что прямых конкурентов в ВКО у нас нет, у которых бы выпуск иван-чая был поставлен на производство. Поэтому на ярмарках все желали удачи и процветания нашему бизнесу.

- Как Вы определяете свою целевую аудиторию и потенциальных клиентов?

- В моем бизнес-плане, который я составляла по модели Canvas, целевая аудитория была обозначена как «люди, которые любят пить чай». Эту группу мы разбили на 4 сегмента: 1) те, кто отдает предпочтение качеству и для кого важно, чтобы не было красителей, ароматизаторов, консервантов, чтобы местное содержание в продукте было; 2) те, кто в принципе пьет только такие чаи; 3) те, кому важны лечебные свойства иван-чая; 4) приверженцы правильного питания и здорового образа жизни, спортсмены. То, что в иван-чае нет кофеина, - это очень важно для спортсменов. А у нас он еще с разными добавками - груша, яблоко, вишня и т. д.

Что же касается клиентуры, то я буду метить именно в сектор В2В, то есть не личные продажи осуществлять, а работать именно с организациями и оптовиками. Сейчас я уже занимаюсь поиском дистрибьюторов и уже поговорила практически со всеми руководителями супермаркетов, которые у нас есть. Мои контакты для заинтересованных в сотрудничестве: телефон 8-777-621-50-13, страница в Instagram: @floraukg

- Ваши пожелания будущим стартаперам?

- Я бы порекомендовала всем начинающим и будущим предпринимателям заниматься именно тем, что им нравится. Потому что даже если нет легкого старта и что-то не получается с первого раза, то ты все равно знаешь, что это доставляет тебе удовольствие, и просто делаешь это, потому что веришь в саму идею.

Христина ДОРОШЕНКО
Фото из л/а Марины Батуриной

Похожее

Комментарии