Маркировка товаров - в помощь потребителю

Сегодня для потребителя настали сложные времена: товара настолько много, что порой выбрать его в магазине становится тяжелой задачей. Ассортимент предлагаемых продуктов настолько широк, что требует определенных знаний о товаре. Яркая упаковка обещает потребителю лучший вкус, целебные свойства, высшее качество. Информацию о товаре мы узнаем на упаковке либо из уст продавца. Что мы узнаем о товаре?

В соответствии с Техническим регламентом таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.

Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце (изготовителе, исполнителе), а ст. 24 того же Закона обязывает продавца (изготовителя, исполнителя) такую информацию о товаре предоставить на казахском и русском языках. В соответствии с этим Законом продавец обязан предоставить приобретателю следующую информацию о товаре: наименование товара, знак соответствия, в случае если товар подлежит процедуре подтверждения соответствия требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными документами, сведения об основных потребительских свойствах товара, о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, состав товара, в отношении продуктов питания - сведения о составе, в том числе о наличии и количестве пищевых добавок, кормов и кормовых добавок, биологически активных добавок к пище, сведения о наличии в продуктах питания компонентов, состоящих из (или) полученных с применением генетически модифицированных организмов, в случае если их содержание в таком компоненте составляет 0,9 и более процентов (при этом слова «Данный продукт содержит генетически модифицированные организмы» должны указываться отдельно стоящим предложением, для упакованных продуктов - на ярлыке), товарный знак изготовителя, страну происхождения товара, наличие или отсутствие гарантийного срока, рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, дату и место изготовления, срок службы и (или) срок годности и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, наименование (фирменное наименование), местонахождение (юридический адрес) продавца (изготовителя, исполнителя), величину массы (нетто), объем, количество и (или) комплектность товара (работы, услуги), сведения о назначении и об условиях эффективного и безопасного применения товара, а также иные сведения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан являются обязательными для представления потребителю.

Маркировка бывает в виде этикетки, кольеретки, вкладыша, ярлыка, бирки, контрольной ленты, клейма, штампа. Должна быть четкой и разборчивой, выделяться или размещаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия), устойчивой к воздействию климатических факторов, сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара, достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.

В структуре маркировки можно выделить три основных элемента: текст, рисунок, информационные знаки. Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В маркировку непродовольственных товаров добавляют обязательные сведения области использования, основные свойства и характеристики, правила и условия эффективного и безопасного использования. Сегодня к ряду товаров требования к маркировке изложены в технических регламентах Таможенного союза (ТР ТС). Так, к примеру, в ст. 5.3 ТР ТС «О безопасности игрушек» в маркировку игрушек включено обязательное обозначение минимального возраста ребенка, для которого предназначена игрушка, или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка, основной конструкционный материал, способы ухода за игрушкой. В ст. 5 ТР ТС «О безопасности низковольтного оборудования» в маркировке низковольтного оборудования (например, бытовой техники) указывается тип, марка, модель, основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность.

Рисунок наносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями. Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические. 

Ракш ШУМАЕВ, руководитель Семейского отдела Департамента
Комитета технического регу
лирования и метрологии по ВКО

Похожее

Комментарии