СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В настоящее время Верховным Судом Республики Казахстан реализуется проект «Судебная защита бизнеса», в связи с чем предлагаем читателям «Регион Press» подробнее узнать об участии предпринимательства в процессе государственных закупок.

Ни для кого не секрет, что спрос порождает предложение, а спрос субъектов организаций государственного сектора на удовлетворение своих потребностей влияет на общую картину предпринимательства в стране.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСЗАКУПКАХ

Сфера государственных закупок регулируется специальным Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V «О государственных закупках» (далее - Закон) и имеет ряд особенностей, с которыми сталкиваются предприниматели, в частности это касается выбора поставщика. Гражданское законодательство предполагает свободу договора и волеизъявления сторон на возникновение прав и обязанностей в отношении друг друга. Порядок выбора поставщика в процессе государственных закупок товаров (работ, услуг) определен нормой закона и специальными правилами, за некоторыми исключениями. В этом случае между предпринимателями и заказчиками (организаторами) могут возникать споры, подлежащие разрешению в суде. 

Законодательство о государственных закупках утверждает такие принципы, как предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных законом; добросовестную конкуренцию среди потенциальных поставщиков.

До заключения договора все участники государственных закупок являются лишь потенциальными поставщиками и к ним предъявляются следующие квалификационные требования: обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц); являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности; не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации; обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг; наличие опыта работы.

 

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Сам порядок проведения государственных закупок регламентирован законом и Правилами осуществления государственных закупок, утвержденными Приказом министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года №648 (далее - Правила), и заказчики (организаторы) конкурса, дабы не нарушать основных принципов проведения государственных закупок, должны четко выполнять данные требования законодательства, обеспечивая равные возможности для всех предпринимателей.

В случае несогласия с действиями (бездействием), решениями заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок до заключения договора о государственных закупках потенциальные поставщики могут обжаловать их в уполномоченном органе, а также в судебном порядке. Уполномоченным органом в настоящее время являются Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан и Департаменты по областям (столицы, города республиканского значения).

В случае если договор о государственных закупках заключен, он может быть оспорен только в судебном порядке. В случае несогласия с решением уполномоченного органа оно может быть обжаловано в суде. Порядок рассмотрения таких исков различен: в первом случае имеет место общий исковой порядок, а во втором - уже особое исковое производство, кроме того срок рассмотрения таких заявлений сокращен.

В соответствии с ч. 2 ст. 183 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) срок рассмотрения дела составляет всего 10 рабочих дней со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству, срок подготовки также определен в объеме 10 рабочих дней, который в свою очередь не может быть продлен. Сокращенный срок рассмотрения таких дел обусловлен целью не затягивать сам процесс государственных закупок.

При оспаривании договора о государственных закупках потенциальным поставщиком и ответчиком выступают заказчик и поставщик (исполнитель). В этом случае судом проверяются действия заказчика по допуску к участию в государственных закупках и законность самой процедуры их проведения. При несоблюдении принципа законности заказчиком (организатором) государственных закупок договор может быть признан недействительным.

 

СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

При исполнении договора о государственных закупках между заказчиками нередки случаи возникновения спорных ситуаций относительно добросовестности поставщиков при исполнении договора, либо споры относительно предмета договора, когда заказчиками не принимаются товары (услуги, работы) и соответственно они не производят оплату за них. В первом случае подаются иски заказчиками о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, а также о взыскании неустойки в соответствии с требованиями ст. 12 Закона.

При рассмотрении таких исков судом устанавливаются факты неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения договора, и в случае неисполнения договора поставщик может быть признан недобросовестным участником государственных закупок, соответственно включен в Реестр недобросовестных участников государственных закупок сроком на 24 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, что препятствует ему в пределах указанного срока участвовать в государственных закупках.

• Ненадлежащее исполнение договора чаще всего связано с нарушением сроков исполнения (поставки товара, оказания услуг, выполнения работ). В этом случае судом выясняются причины нарушения сроков исполнения договора и последствия.

В соответствии с абзацем 2 п. 5 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года №5 «О применении судами законодательства о государственных закупках» при рассмотрении исков о признании недобросовестными участниками государственных закупок поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о госзакупках, судам необходимо принимать во внимание вину поставщика как основание гражданско-правовой ответственности в соответствии со ст. 359 ГК и наступившие негативные последствия для заказчика, исходя из критериев справедливости и разумности согласно ч. 6 ст. 6 ГПК. Под негативными последствиями следует понимать причинение стороне договора такого ущерба, в результате которого она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 401 ГК). Таким образом, в случае отсутствия негативных последствий от просрочки исполнения обязательств судом может быть принято решение об отказе в признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

• В ходе исполнения договора между сторонами возникают также споры относительно поставки товара надлежащего качества, соответствующего технической спецификации, либо качества оказания услуг, результата выполненных работ.

Поставщик должен знать, что при исполнении договора необходимо учитывать требования технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора в форме Приложения №2. Так, согласно п. 5.3 Типового договора поставки товара(ов) поставка считается осуществленной при условии полной передачи поставщиком заказчику товара, точно соответствующего требованиям, которые указаны в технической спецификации.

Продолжение - в следующем номере…

Алмас САЛИМОВ,

судья Специализированного межрайонного

экономического суда ВКО

Фото: Hyser.com.ua

Похожее

Комментарии